Принято считать, что в СССР новые музыкальные стили начинали играть чуть позже, чем в остальном мире. На самом деле это не так, хотя бы в отношении музыки рэгги.
Рэгги — направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 1960-х годов и получившее широкое распространение с начала 1970-х годов.. Для того, чтобы вывести рэгги на международный уровень в 1973 году ямайский герой Боб Марли сочинил для британского героя Эрика Клэптона песню «I shot A Sheriff» («Я убил шерифа»), которая стала очень популярна. Гоша Барыкин, сын Александра Барыкин, рассказывал, что его отец пел эту песню в 1976 году, когда выступал в сочинском ресторане «Жемчуг».
В конце 1970-х рэгги сделался основным стержнем нового музыкального направления, захватившего мир и получившего название «новая волна» или «new wave». В те же годы музыкант группы «The Police» создал стиль «белый рэгги», наполнив ямайский стиль британскими фольклорными гармониями. Ровно тогда же, в конце 1970-х музыку в стиле рэгги стали исполнять популярные российские рок-группы «Аквариум», «Воскресенье» и «Карнавал». Чудесная песенка «Белый день», написанная в стиле рэгги, стала главным хитом певицы Жанны Агузаровой и популярной группы «Браво». Лидер «Карнавала Александр Барыкин создал стиль «рэгги по-русски», наполнив ямайские ритмы русскими фольклорными гармониями и мелодикой. Для многих советских слушателей рэгги стал альтернативой той псевдонародной официальной советской музыке, которая заполонила эстраду и советский радио- и телеэфир.
Музыкант и композитор Алексей Ципкин, известный также, как Alex Brodsky, считает, что рэгги – это праздник, который всегда с тобой, «ведь у нас тут только три месяца лето, а остальное время темно и холодно, но рэгги сохраняет для людей Северной земли тепло солнца весь холодный период времени.
А в 1990-х годах в России группы и певцы, исполняющие рэгги, стали расти, как грибы после дождя: «Комитет Охраны Тепла» (Калининград), Ольга Арефьева и группа «Ковчег» (Москва), «Джа Дивижн» (Москва), «Акклюзия» (Воронеж) «Остров» (Москва), Dub TV (Москва) и т.д.
- Популярность рэгги в России основана на том, что по своей гармонической основе, по мелодике и функциональности русская и ямайкская музыки очень схожи, - считает музыкант Сергей Сулименко. - Просто меняются лады. У нас песни играются больше в миноре, а там больше в мажоре.
В XXI веке победное шествие рэгги по нашей стране продолжилось. Совсем недавно, этим летом музыканты Сергей Сулименко и Алекс Бродский создали «коллаборацию», которая станет радовать людей новыми песнями в стиле рэгги.
Сергей Сулименко начинал играть в московской группе «Доктор», которая исполняла электронную «новую волну». Одним из солистов в группе «Доктор» был Игорь Кулик, вдвоем Сувлименко и Кулик начали писать песни в стиле рэгги, одну из них – «Рыжие косички» - исполнил Ваня Московский, и она стала очень известной. Но затем Игорь Кулик сделал группу «Остров», и его союз с Сулимннко распался. Но Сергею хотелось выступать, делать рэгги, и он решил собрать новый коллектив. Вот только найти вокалиста, который мог бы петь рэгги, оказалось большой проблемой. Спеть в стиле рэгги – это целая наука. Только кажется, что это просто, а на самом деле самые простые формы – они самые сложные для исполнения. В рэгги не нужны «кобзоны», то есть вокалисты с зычным, поставленным голосом, зато певец должен обладать и хорошим чувством ритма и чувством драйва. Но в конце концов к группе присоединилась певица Матильда, приехавшая в нашу страну с Коморских островов. Группу узнали, стали приглашать на гастроли, но из-за того, что Матильда вела разгильдяйский, как и принято в среде поклонников рэгги, образ жизни, она забыла продлить визу и в итоге ее депортироали за пределы Российский федерации. Сергею снова пришлось искать вокалиста. Вот тут он и вспомнил об Алексе Бродском, с которым был знаком с Восьмидесятых годов, и про которого все в один голос говорили, что Алексу все равно, что петь, так как он все споет. Они попробовали записать одну песню - получилось, затем другую - получилось. Вот так и был создан рэгги-дуэт Сергей Сулименко – Алекс Бродский.
У Алекса Бродского послужной список не менее крутой, нежели у Сулименко. Алекс работал с самыми разными исполнителями, от Константина Никольского до Сергея Пенкин. Он сделал дуэт вместе с Сергеем Огурцовым, который позднее создал дуэт «Кармен» вместе с Богданом Титомиром.
- Мне рэгги всегда нравился, - говорит Алексей, - но материала достойного не было. Серегу я знал давно, но я не знал, что он пишет рэгги. Он писал песни для Вани Московского. Потом, когд я решил тряхнуть стариной и вновь попробовать себя в качестве сольного певца, я стал искать достойный материал. Вот тут вдруг и выяснилось, что Сергей рэгги пишет. Я послушал и говорю: «Классные песни! Я готов петь их!» А он отвечает: «А я готов дать тебе их!»
Вот так два типа («два типа» - с ударением на последний слог, как сейчас говорят в Москве) и замутили рэггийную «коллаборацию». Более того - они придумали новый поджанр, который окрестили «гангста рэгги».
- Рэгги – это ямайский шансон, - отвечает Алексей. – Ритм - явно иностранный, но темы песен – те же, что и у нас, в русском шансоне. Я сам из той тусовки, которая создала шансон, но сам шансон я уже не воспринимаю, а рэгги – это нечто новое и счастливое.