Сегодня в нашей стране отмечается тридцатилетие Конституции. В такие дни принято поздравлять, и не принято говорить о недостатках. Действительно, хочется слиться с многоголосым чиновничье-депутатским хором, и штампованными фразами поздравить всех с Днем Конституции. Но наверно было бы нечестно именно в этот день не поговорить о ее недостатках. Ведь жизнь неумолимо бежит вперед и рано или поздно в Основной закон страны будут вноситься изменения. Поэтому лучше. Если дискуссия будет длительной и спокойной, чем ударно-агитационной.
В 1993 году принятие Конституции позволило Российской Федерации сохранить свою территориальную целостность и независимость. В основном законе закрепили положение о народе как основном источнике власти при четкой системе распределения властей. Признали многопартийность, идеологическое разногласие. После знаменитой 6-й статьи прежней советской конституции, в которой говорилось:
«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза», многопартийность воспринималась как революция.
Безусловно, Конституция сыграла и играет большую роль в жизни страны. Уже не секрет, что в ее создании пусть не решающую роль, но официальную играли США. Штаты участвовали в разработке Конституции через USAID (агентство по международному развитию). Это агентство подчиняется напрямую Государственному департаменту США, а ее руководитель назначается президентом.
Под влиянием заокеанских коллег в нашей Конституции появились нормы об отсутствии государственной идеологии (ст.13) и примат международного права над национальным (статья 15 ч. 4).
С приматом международного права, кое-как справились с помощью поправок внесенных в 2020 году, а вот отсутствие государственной идеологии осталось. Не сомневаюсь, необходимость ее наличия это предмет будущей острой дискуссии, но пока не сегодняшнего дня.
Не могу не отвлечься и не напомнить, что «светочи» демократии, обладатели самой старой писаной конституции в мире, Соединенные Штаты, 1 февраля 1865 года, 13-й поправкой в конституцию отменили рабство, но формально последним ее ратифицировал штат Миссисипи в 2013 году. Задумаемся, всего лишь десять лет назад.
Прямое действие Конституции
О прямом действии Конституции сказано в статье 15.
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».
Но часто ли мы задумываемся, что такое законодательная норма прямого действия?
В энциклопедическом словаре «конституционное право России» дано следующее определение:
«Прямое действие закона – это свойство закреплённых в законе правовых норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на эти положения закона».
Другими словами, увидел в Конституции норму «Каждый имеет право на благоприятную окружавшую среду (ст42) и иди в суд, борись со свалкой под окном. Но разве это так происходит?
Для примера рассмотрим статью 31, в которой сказано:
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Но есть ряд ограничений установленных законами. Например, где нельзя собираться, запрещено скрывать свое лицо, и т.д.
Порядок проведения массовых мероприятий подробно урегулирован не только в России, но и во многих странах. Без этого никак. Иначе, того и гляди найдутся граждане, которые начнут в Кремле пикеты устраивать. Таким образом, Конституция во многих случаях не является нормой прямого действия. Как об этом заявлено в статье 15. Многие ее положения нуждаются в конкретизации законами.
О равенстве перед законом.
О равенстве перед судом и законом говорит статья 19 Конституции.
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Давайте внимательно ее прочтем. Государство гарантирует равенство по 10 признакам (пол, раса и т.д.) Причем этот список открытый, указано: «а также других обстоятельств».
Но эта же статья запрещает ограничения прав граждан по пяти признакам. То есть, оснований для ограничения прав в Конституции меньше, чем для равенства.
Можно писать о многих недостатках Конституции, но пора заканчивать. Напоследок о святом, о праве президента. Прав у главы государства много. Мнений экспертов по этому поводу немало. Но, например, в соответствии с пунктом «Л» статьи 83 Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Но понятие «высшее командование» в законодательстве отсутствует. Кто эти люди, министр обороны и его заместители? Или сюда можно приплюсовать руководителя Генерального штаба и его замов. Можно ли к высшему руководству отнести, например начальника автобронетанкового управления МО РФ или командующего ракетными войсками стратегического назначения, или это уже низкая должность для назначения непосредственно президентом?
Помню что сегодня официальный праздник. Поэтому еще раз отмечу, что Конституция играет важную роль в жизни современного общества, но она нуждается в уточнениях, так называемой тонкой настройке. С праздником!