Найти тему
А в Африке

Россия или Китай? Кто будет строить новую АЭС для ЮАР

Рисовал Кандинский 2.2
Рисовал Кандинский 2.2

Министерство энергетики ЮАР берет курс на строительство новых АЭС для удовлетворения растущего спроса на электричество и стабилизации энергосистемы страны. Решение, безусловно, многообещающее. Загвоздка в одном: кто строить будет?

Что там у ЮАР

О планах Южноафриканской республики наращивать атомную генерацию во вторник заявил министр энергетики страны Кгосиентшо Рамокгопа. Всего планируется ввести в строй 2500 МВт к 2032-2033 гг., причем рассматривается возможность возведения как крупных, так модульных АЭС небольшой мощности.

На сегодняшний день ЮАР — единственная африканская страна, имеющая действующую атомную электростанцию. Правда, АЭС Коберг (1900 МВт), запущенная почти 40 лет назад, работает лишь в половину мощности. Однако, несмотря на ряд инцидентов, южноафриканские атомщики накопили изрядно опыта, и с эксплуатацией новых АЭС, по всей видимости, справятся.

Рисовал Кандинский 2.2
Рисовал Кандинский 2.2

Тем более что с энергетикой в стране все не слишком радужно. Государственная энергетическая компания Eskom не справляется с растущими нагрузками. Плановые и внеплановые отключения электричества в разных регионах страны могут продолжаться до 12 часов, что не только вызывает раздражение населения, но и не способствует развитию экономики.

Российские возможности

Идея нарастить атомную генерацию возникла не вчера. Еще с 2010 года южноафриканские власти ведут переговоры с Россией о строительстве новых АЭС. Особенно на этом направлении усердствовал экс-президент Джейкоб Зума, который трижды приезжал к нам на встречи с Путиным. Но не сложилось. Практически утвержденный проект свернули под предлогом непрозрачности сделки, экологической опасности и заботы о правах местного населения на земли предков.

Аналогичным образом развивается ситуация и сегодня. Не успел Рамокгопа объявить о планах ЮАР, как местные активисты сразу выступили резко против новых АЭС. Во-первых, потому что они якобы небезопасны. А во-вторых, на днях Газпромбанк стал инвест-партнером южноафриканского НПЗ Mossgas, нуждающегося в срочной модернизации. Ну и ежу понятно, что тут дело не чисто. Газпром, Россия... Ну явно же коррупция.

Китайский вариант

Лидерство Росатома в области постройки новых АЭС вряд ли у кого-то вызовет сомнения. Но на выбор партнера для такого долгоиграющего проекта влияют самые разные факторы.

Рисовал Кандинский 2.2
Рисовал Кандинский 2.2

Конечно, ради прикола можно рассматривать в качестве потенциальных подрядчиков французов, построивших АЭС Коберг. Из последних достижений у этих товарищей триумфальный запуск в марте 2022 года второй очереди финской АЭС Олкилуото. Правда, пуск задержался на каких-то 13 лет, сам энергоблок получился в три раза дороже проекта, и через два месяца сломался.

Но есть еще Китай. Поднебесная штампует АЭС с истинно китайским энтузиазмом, причем, по большей части, своими силами. Однако главное преимущество Китая в другом.

КНР является основным торговым партнером ЮАР. Практически 70% южноафриканского экспорта уходит в Китай. А оттуда в страну ввозится без малого 50% высокотехнологичных товаров. Плюс к тому долг ЮАР перед китайскими товарищами составляет от 12 до 15 миллиардов долларов. Не ангольские 36 млрд, конечно, но достаточно, чтобы выступать аргументом при выборе подрядчика на строительство новых АЭС.

Таким образом, еще не ясно, будет ли Россия строить новые АЭС в ЮАР. Но принципиальное решение принято, и это приятная новость для миллионов южноафриканцев.

Ранее я уже рассказывал, как мощнейшая (по местным меркам) солнечная электростанция
начала давать ток в ЦАР. Там, правда, Россия оказалась за бортом по собственной вине, но будем надеяться, ситуация выправится. А пока — подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Будем вместе смотреть, что еще хорошего происходит в Африке.