Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Горячие денечки" (СССР, 1935) и "Девушка с характером" (СССР, 1939): мнения

Горячие денечки. СССР, 1935. Режиссеры и сценаристы Иосиф Хейфиц, Александр Зархи. Актеры: Николай Симонов, Александр Мельников, Матвей Павликов, Татьяна Окуневская, Янина Жеймо, Николай Черкасов, Алексей Грибов, Владимир Сладкопевцев и др. 16 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иосиф Хейфиц (1905–1995) поставил около трех десятков фильмов разных жанров, многие из которых («Горячие денечки», «Весна в Москве», «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Единственная», «Впервые замужем») вошли в число самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Александр Зархи (1908–1997). Число снятых игровых полнометражных фильмов: 21, многие из которых («Горячие денечки», «Павлинка», «Высота», «Люди на мосту», «Мой младший брат», «Анна Каренина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Главными персонажами веселой комедии «Горячие денечки» и были танкисты и девушки.

Советская пресса частенько упрекала эту картину во вторичности сюжетных линий, но зрители отнеслись к ней очень хорошо.

В год премьеры режиссер Александр Мачерет (1896–1979) писал, что «привкус чего–то виденного, слышанного, где–то когда–то рассказанного по совсем другому поводу настойчиво сопровождает восприятие картины. Иной раз кажется, что сценарий картины напоминает не сделанную, а переделанную вещь. Словно совершена попытка старый военный сюжет перетрактовать на красноармейский лад. … удавшиеся элементы образного строя командиров и красноармейцев тонут в однообразной густой патоке бесконечных улыбок и бодрого смеха, которыми буквально наполнена вся картина. Чуть ли не все человеческие реакции сведены в фильме к улыбке и смеху. Жанровые особенности здесь ни при чем. Ведь и для самой веселой комедии не обязательно, чтобы люди все время смеялись и улыбались. Это функция зрителя, а не действующих лиц. … Переборы в количестве улыбок, смеха и моментов, рассчитанных воздействовать на возникновение трогательности и умиленности, создает ощущение сладковатости вместо того, чтобы работать на радость, бодрость и оптимизм, как это несомненно хотелось бы авторам. Именно поэтому сама по себе превосходная фотография т. Каплана несет на себе все тот же привкус слащавости. Количество радостей в кадре — улыбок, смеха, трогательности, хорошо начищенных сапог, красивых аксессуаров формы, замечательных пейзажей, взятых в наиболее выгодные для них времена года, — все это, еще к тому же необычайно красиво и прекрасно снятое, оказалось непосильной нагрузкой для кадра. … Существенным недочетом вещи является также отсутствие в ней общего и сколько–нибудь значительных частных конфликтов. … образ Тони Жуковой оказался заполненным чувственностью выше меры, обеспечивающей преобладание лирики. Этому также содействовала актерская трактовка актрисы Окуневской. Ее чуть хрипловатый, низкий по тембру голос, растянутые интонации, спокойствие в сценах, рассчитанных на робость, смущение, волнение, — ассоциируются с представлением не о непосредственности, а о жизненном опыте. Поэтому «рискованные» сцены не удались. Эпизод, где Тоня снимает сапоги со спящего Белоконя, оказался грубовато чувственным, эротичным. … Быть может, самым ярким, наиболее запоминающимся в картине явился образ подруги Тони. Жеймо с большой талантливостью, с превосходным своеобразием, с завидной смелостью завоевывает благодарные восторги зрителя. … Режиссеры блеснули в фильме рядом очень интересных, смешных, мастерски выполненных сцен и деталей хорошего вкуса, большой изобретательности и высокой кинематографической культуры. Превосходен, например, эпизод с оркестром при выезде танков на учебу. Но, к сожалению, многое из самого удачного выглядит вставками, аттракционами, имеет привкус режиссерского намерения «отвести душу» (Мачерет, 1935).

Театровед и кинокритик Борис Алперс (1894–1974) посчитал, что в «Горячих денечках» заметно «снижение темы и человеческих характеров», «действие построено на банальной комедийной коллизии», а «образы двух красноармейцев… превращены в проказников плутовской комедии» (Алперс, 1936).

И. Кринкин был еще более строг, уверяя, что в «Горячих денечках» «несмешной ведь чертой, подлежащей осмеянию и искоренению в отдельных отрицательных красноармейских типах, является простоватость и, я бы сказал даже, убожество двух друзей–танкистов, героев картины. … настоящая красота подменяется паточной красивостью, не повышающей, а понижающей эстетические вкусы наших зрителей. Все кинематографические возможности использованы для насаждения этих примитивных, пошлых представлений о красоте. … когда авторы «Горячих денечков» держат на устах всех героев умиленную, стандартную, неменяющуюся улыбку в течение почти двух часов, начинаешь проклинать возможности кинематографа. … Вряд ли нужно доказывать, что это не так, что в «Горячих денечках» и «Частной жизни Петра Виноградова» попросту оклеветан советский герой» (Кринкин, 1936).

А кинокритик Ростислав Юренев (1912–2002) иронично писал, что в «Горячих денечках» «усердные занятия не мешают танкистам влюбляться в местных красавиц. Вот и вся, так сказать, «идейно–тематическая основа» комедии. Характеры разработаны поверхностно… В режиссуре И. Хейфица и А. Зархи много юношеского, незрелого. Им очень нравятся длинные панорамы, снятые с тележки. Они увлеченно снимают танки, идущие через лес и реку напролом. Вдруг ни с того, ни с сего в реалистической вещи они заставили лошаденку Лошака засмеяться человеческим голосом, а в финале вдруг «выдали» вальс танкиста и Тони по саду, под градом падающих с деревьев яблок, сыплющихся десятками, сотнями, катящихся по дорожкам, по траве, — этакая вдруг довженковская гипербола изобилия! И все–таки в каждом из этих разностильных, растянутых, наивных эпизодов чувствуется талант: в точно выбранных деталях быта, в юношеской чистоте взаимоотношений героев, в поэтическом, молодом, свежем воздухе всей вещи» (Юренев, 1964).

Сегодняшние зрители относятся к «Горячим денечкам» более снисходительно:

«Великолепно снятая и сыгранная комедия из редкой, а ныне и вовсе утраченной разновидности эксцентрики и буффонады. Масса интересных находок, а уж операторская работа! Обратите внимание на длиннющие проезды, когда, казалось бы, камера с оператором физически не могут так существовать. Красивейшие кадры натурных съёмок. Такое сочетание юмора и красоты во всём, в том числе и в исполнителях: высоченный Черкасов и миниатюрная Жеймо (само по себе вызывает улыбку, а к этому ещё и безусловное и неоспоримое актёрское дарование), красавцы Окуневская и Симонов, чьи правильные герои после громких заявлений, поучений и обещаний попадают впросак (она начисто забывает об учёбе, он чинит постоянно ломающийся танк), друзья–соперники танкисты Мельников и Павликов» (С ветром).

«Вполне себе штампованная агитка про "броня крепка, а танки наши быстры". Но смотрится забавно, поскольку пропаганда ещё не вытаскивается на первый план, как это будет делаться уже через пару лет ("Танкисты", "Лётчики", "Моряки" и т.п.) (АВ).

Киновед Александр Федоров

-2

Девушка с характером. СССР, 1939. Режиссер Константин Юдин. Сценаристы Геннадий Фиш, Иосиф Склют. Актеры: Валентина Серова, Эмма Цесарская, Андрей Тутышкин, Павел Оленев, Пётр Репнин, Всеволод Санаев и др. 16 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Константин Юдин (1896–1957) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, шесть из которых («Девушка с характером», «Сердца четырех», «Близнецы», «Смелые люди», «Застава в горах», «Борец и клоун») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В комедии «Девушка с характером» К. Юдин был вынужден отдать дань сюжетной линии (правда, не главной) с поимкой шпиона.

Кинокритик Виктор Демин (1937–1993) писал об этой комедии так: «Фильм … я смотрел еще ребенком. Хорошо помню минуту леденящего ужаса, когда по дороге на вокзал, чтобы ехать в Москву, она вдруг столкнулась со шпионом. Он спокойно появился из лесу и пошел рядом с ней, расспрашивая дорогу в какое–то ближайшее село. По наивности своей он думал, что делает все, как надо, и не вызовет подозрений. А между тем все кричало в нем, взывало: «Чужой!» Он был непомерно длинен, сутул, нахохлившийся в нелепой позе, у него была странная, колченогая походка, лошадиное, вытянутое, окаменелое лицо и нерусский, нечеловеческий голос. Казалось бы, на что могли надеяться начальник разведшколы и руководитель операции, забрасывая за кордон такого неподготовленного агента? Но эта профессиональная логика отключалась от тогдашних картин. Готовил кто шпионов или нет, они были неискоренимы, как стихийное бедствие, как саранча, как болотная нечисть. У нечистой силы своя примитивная логика. Ей кажется, что она вполне удачно выдает себя за человека. А не вышло — успеет ухватить собеседника и нырнуть в ближайшее болото. Наконец, может просто расточиться, развеяться... Но и это не удавалось им, ха–ха! Бдительные чекисты–ежовцы вылавливали их десятками, сотнями при помощи юношей и девушек с характером и без» (Демин, 1990).

Ну, а сегодня зрители киношных шпионов уже не боятся, вспоминая комедию Константина Юдина как оптимистично–наивную:

«Очень фильм люблю. Конечно, для нашего времени он наивен и недоработки есть, особенно в эпизоде с поимкой шпиона. А в целом добрый светлый веселый фильм с прекрасными актерами и хорошими песнями. Ну и конечно с великолепной Валентиной Серовой» (Н. Волкова).

«Замечательный фильм, замечательная актриса Валентина Серова. Смотреть фильмы с ее участием одно удовольствие» (Ульяна).

Киновед Александр Федоров