Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Засудить шефа: наемные работники научились обирать своих боссов в судах

Оглавление

Дефицит кадров вскрыл неожиданную проблему на предприятиях: работники смело спорят со своими начальниками и подают против них иски в суды, не опасаясь остаться без работы за «сутяжничество». В 2023 году судебную практику пополнили и курьезные случаи — подробнее в материале «Новых Известий».

    Дефицит кадров вскрыл неожиданную проблему на предприятиях: работники смело спорят со своими начальниками и подают против них иски в суды, не опасаясь остаться без работы за «сутяжничество». В 2023 году судебную практику пополнили и курьезные случаи — подробнее в материале «Новых Известий».
Дефицит кадров вскрыл неожиданную проблему на предприятиях: работники смело спорят со своими начальниками и подают против них иски в суды, не опасаясь остаться без работы за «сутяжничество». В 2023 году судебную практику пополнили и курьезные случаи — подробнее в материале «Новых Известий».

Анна Скудаева

Опасный офис. Или как продлить себе праздник

Накануне новогодних праздников суд в Костромской области вынес решение по необычному иску работника к своему начальнику. Гражданин Н., работающий менеджером по продажам в одной из местных компаний, не согласился с объявленными ему выговорами за прогулы и потребовал от босса компенсации морального вреда.

Как выяснилось в суде, к соблюдению трудовой дисциплины менеджер относился весьма избирательно, особенно в период майских и январских праздников. Однако работодатель не стал его за это увольнять. За то, что сотрудник отсутствовал на рабочем месте в течение 6 дней в мае 2022 года и 5 дней в январе 2023 года, начальник привлек его к дисциплинарной ответственности в виде выговоров.

Однако работник и с такими взысканиями не согласился и пошел в суд.

«Истец считал, что такие действия работодателя противоречат закону. Его действительно не было на рабочем месте в указанные дни, т. к. работа в офисе угрожает его жизни и здоровью», — рассказали в Костромском областном суде.

В исковом заявлении работник указал, что в спорные периоды он продолжал выполнять свои обязанности в дистанционном режиме, а на работу не ходил потому, что «работодатель вовремя не провел оценку профессиональных рисков и не обеспечил безопасность работников при эксплуатации здания».

Менеджер обвинил начальника в том, что тот не провел обучение по охране труда, а также «не выполнил мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников», не организовал в офисе посты для оказания первой помощи и не укомплектовал их аптечками. Менеджер также заявил, что его босс «не обеспечил возможность доставки работников в медицинские организации на случай необходимости оказания им медицинской помощи».

«Считая офис опасным, он сообщил работодателю о невыходе на работу в порядке самозащиты», — рассказали в суде.
Когда работники — «на вес золота», они начинают диктовать требования работодателям. Фото: 1MI
Когда работники — «на вес золота», они начинают диктовать требования работодателям. Фото: 1MI

Прогул «в целях самозащиты»

Когда началось судебное разбирательство, выяснилось, что трудовое законодательство действительно наделяет работника правом отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.

И если работа сопряжена с опасностью, работник «в целях самозащиты» может к ней не приступать. Но чтобы его потом не обвинили в саботаже, сотрудник должен заранее известить работодателя о риске нарушения требований охраны труда, причем сделать это в письменной форме.

Однако при рассмотрении дела Н. по существу стало известно, что никакого предварительного уведомления от работника об отказе выйти трудиться в «опасный офис» накануне январских и майских праздников не поступало.

«Уведомление о дистанционной работе до устранения нарушений в области охраны труда было подано им уже после невыхода на работу», — пояснили в пресс-службе суда.

Когда дошло дело до проверки «опасного офиса», то выяснилось, что на самом деле никакой угрозы для жизни и здоровья работников помещение не представляет. В нем были все условия для работы, в том числе парковка для машин сотрудников и для автомобилей скорой помощи. Последние могут беспрепятственно подъехать к зданию, если кому-то из работников вдруг станет плохо.

В результате проведенного разбирательства доводы менеджера об «опасности» рабочего места не нашли подтверждения. Кроме того, в суде выяснилось, что первоначально неявку в офис он объяснял начальнику не «опасными условиями труда», а своим «плохим самочувствием». Однако представить в суд медицинские справки, подтверждающие ухудшение состояния его здоровья, истец не смог.

В связи с этим суд отказал работнику в снятии взысканий за прогулы, посчитав их «соразмерными допущенным нарушениям».

Число работников с одной записью в трудовой книжке стало редкостью. Фото: 1MI
Число работников с одной записью в трудовой книжке стало редкостью. Фото: 1MI

Иски на потоке

Между тем, компенсацию от босса за еще один, третий по счету, выговор менеджер все же сумел получить. После того как работодатель обвинил прогульщика в непредоставлении еженедельной отчетности, тот предъявил суду свой ноутбук со всеми рабочими файлами.

Выяснилось, что отчет был составлен и вовремя направлен на корпоративную электронную почту. Выговор за отсутствие отчета суд признал незаконным и взыскал с работодателя в пользу Н. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В суде добавили, что истец Н. за последние годы стал для них почти «родным» человеком. Дело в том, что он неплохо изучил Трудовой кодекс (ТК) и начал удачно им пользоваться. Всего за последние шесть лет он подал более 28 исков к своим работодателям из других регионов, уличая их в различных огрехах при исполнении положений трудового законодательства.

«Многие иски были удовлетворены. Всего за 6 лет в пользу работника было взыскано около 2 миллионов рублей», — подсчитали в суде.

Добро пожаловать в рабство

Случай в Костроме, где поднаторевший в изучении ТК работник начал извлекать немалую для себя финансовую пользу в судах с работодателями, раньше можно было назвать скорее исключением, чем правилом.

Куда более распространены ситуации, когда люди, несведущие в законах, попадают в настоящее рабство к владельцам многочисленных «работных домов» и «реабилитационных центров».

Там людей с зависимостями нередко заставляют работать за еду «на износ» на неквалифицированных должностях. Тех же, кто пытается вырваться из «работного рабства», подвергают физическому и психологическому насилию.

Опасность для работника может представлять не только работа в офисе, но и участие в корпоративе. Фото: 1MI
Опасность для работника может представлять не только работа в офисе, но и участие в корпоративе. Фото: 1MI

Опасный корпоратив

Между тем, судебная практика показывает, что реальная опасность нередко подстерегает людей не только на рабочем месте в сомнительных «работных домах», но и во время корпоративных мероприятий на внешне благополучных и достаточно крупных предприятиях.

Недавно в ЯНАО начальник участка в рабочее время решила отметить профессиональный праздник. Работникам сообщили, что отказаться от гулянки нельзя, иначе оформят прогул. По требованию босса подчиненные отправились на пляж, где выпили и пошли кататься на катамаранах по озеру. Во время катания один из работников упал в воду и утонул.

Суд первой инстанции признал несчастный случай производственным, что влечет выплату семье дополнительных компенсаций. Однако работодатель возразил, что погибший не исполнял трудовые обязанности, когда употреблял алкоголь и катался по озеру, и подал апелляцию.

При новом рассмотрении дела выяснилось, что официально утвержденного начальством приказа о проведении пикника не было. Причиной смерти человека в апелляции признали не действия работодателя, а алкогольное опьянение сотрудника, поэтому несчастный случай посчитали не производственным.

Вокруг представителей дефицитных специальностей начали разыгрываться «зарплатные аукционы». Фото: Midjourney
Вокруг представителей дефицитных специальностей начали разыгрываться «зарплатные аукционы». Фото: Midjourney

Совсем страх потеряли

По мнению рекрутеров, сегодня ситуация на российском рынке труда такова, что «править бал» во многих отраслях начинают не работодатели, а работники. Зная о дефицитном характере своей специальности, они начинают диктовать условия работодателям. Те, в свою очередь, вынуждены устраивать для редких профессионалов своеобразный «зарплатный аукцион».

«Сегодня практически не осталось людей, у которых имеется только одна-две записи в трудовой книжке. Новые условия рынка требуют постоянного повышения квалификации, развития новых компетенций. У молодежи, не обремененной ипотекой, как правило, нет страха потерять работу. Они не боятся перемен. Они смелее, чем представители старшего поколения, предъявляют свои встречные требования к работодателям. И многие руководители идут им навстречу», — рассказала в беседе с «НИ» рекрутер Вероника Смирнова.

Чтобы удержать нужного человека, наряду с высоким размером жалованья многие работодатели предлагают ценным кадрам дополнительные льготы: ДМС, подарки к праздникам, соцпомощь на подготовку детей к школе накануне 1 сентября, бесплатные путевки в прибрежные оздоровительные лагеря для детей, а также поощрительные туристические поездки, формируя в коллективе позитивный «корпоративный дух».

Миллионеры по найму: в России резко выросло число работников с шестизначной зарплатой

Читайте также:

Беременную военнобязанную приговорили к тюремному сроку за неявку на военную службу

Верховный суд разрешил работодателям определять пьянство сотрудников на глаз

Титов призвал работодателей активнее нанимать «дисциплинированных» осужденных

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-12-12/zasudit-shefa-naemnye-rabotniki-nauchilis-obirat-svoih-bossov-v-sudah-425052