Найти в Дзене
Импульсология

Знание или понимание

Оглавление

Как организовать учебный процесс, чтобы достигать не только знаний, но и понимания?

Предыстория

Учение было биологически важным для выживания человека, позволяло людям адаптироваться к новым условиям и выживать в меняющемся мире Обучение социальным навыкам и коммуникации было ключевым для создания и поддержания общественных и семейных связей. Способность передавать знания следующим поколениям способствовала накоплению и развитию культуры и технологий.

Запоминание информации в мозге – это процесс, основанный на синаптической пластичности. Это значит, что при изучении чего-то нового, в мозге формируются новые связи между нейронами который включает в себя укрепление определённых нейронных путей, чтобы сделать доступ к информации более быстрым и эффективным. Благодаря этому мы можем запоминать факты, даты, формулы и языки. Следует учитывать важность повторения для формирования новых нейронных путей, так как это именно физиологическое изменение строение могза. Чем чаще человек повторяет новое поведение, тем сильнее становится соответствующая нейронная связь. Знание часто оценивается через способность вспоминать или признавать информацию.

Понимание информации – это более сложный процесс. Он требует активации высших когнитивных функций, таких как критическое мышление и абстрактное рассуждение. Эти процессы задействуют обширные области мозга, включая фронтальные доли. Понимание не просто запоминание информации, а её интеграция с уже имеющимися знаниями, опытом и контекстом.

Знание часто связано с рутиными нейронными путями, которые активируются при повторении информации. В то же время, понимание требует создания новых путей и связей между различными областями мозга. Это происходит, когда мы рефлексируем над информацией или пытаемся применить её в различных контекстах. Обучение становится более эффективным, когда обучающиеся могут связать новую информацию с уже известной или с реальными ситуациями. Учиться водить автомобиль по книжкам не получиться.

Различия зон мозга отвечающей за память для знания и понимания тоже существенно отличается. Знание обычно связано с декларативной памятью, которая включает факты и события. Понимание же связано с процедурной памятью, включающей применение знаний для решения задач и понимание концепций.

Понимание также включает эмоциональные и контекстуальные аспекты, где личный опыт и субъективное восприятие играют важную роль. Это включает в себя работу лимбической системы, которая помогает обработать эмоциональные аспекты информации и её значение для индивида.

Зачем учиться?

Изучение проблемы мотивации с точки зрения биологии, нейропсихологии и психологии дает комплексное понимание того, как можно создать условия перехода из состояние знания в понимание для изучаемого предмета. Биолог скажет ,что допамин играет ключевую роль в системе вознаграждения мозга. Он мотивирует нас искать удовольствие и избегать боли, что может объяснить, почему мы стремимся удовлетворить свои потребности в достижении желаемого. Люди часто мотивированы ошибочными внешними факторами, такими как оценки, дипломы, похвала от других или требования работы. Это может привести к тому, что они сосредоточатся на запоминании информации, необходимой для достижения этих внешних целей, а не на глубоком понимании.

Во многих образовательных системах акцент делается на стандартизированных тестах и оценках, что может привести к подходу "учимся ради теста", а не ради понимания.

Понимание требует большей когнитивной работы, чем простое запоминание. Некоторые люди могут избегать этой дополнительной умственной нагрузки из-за лени, нехватки времени или энергии. Попытка глубокого понимания может сопровождаться страхом ошибок и неудачи. Это особенно актуально в ситуациях, где есть строгие критерии оценки.

Без искреннего интереса или внутренней мотивации к изучаемому, человек может не чувствовать необходимости в глубоком понимании. Знание становится целью само по себе. Отсюда у людей и появляться привычка учиться. У многих уже сформировалась привычка учиться определенным образом, особенно если этот способ в прошлом приносил успех. Изменение этой привычки требует понимания, времени и сознательных усилий. Для преодоления этих барьеров и развития стремления к пониманию, необходимо отталкиваться от личных интересов для применение знаний на практике, чтобы почувствовать практическую ценность обучения.

Например все знают как полезно читать, но к сожалению все чаще это становиться проблемой особенно для молодого поколения. Чтение - это многоаспектный процесс, предлагающий различные подходы и стили. Каждый из них предоставляет уникальный способ взаимодействия с текстом и понимания информации. Давайте рассмотрим некоторые стили чтения, расширяющие наше понимание этого процесса.

  • Фактическое чтение: Когда читаешь для получения конкретных фактов или данных, это больше способствует приобретению знаний. Примеры включают чтение учебников, научных статей, инструкций или энциклопедий.
  • Поверхностное чтение: Быстрое чтение или сканирование текста часто приводит к приобретению поверхностных знаний, которые могут быть легко забыты или неполноценно поняты.
  • Аналитическое чтение: Это включает в себя глубокий анализ текста, критическое мышление и рефлексию над прочитанным. Такой подход помогает глубже понять материал и устанавливать связи между различными идеями.
  • Контекстуальное чтение: Понимание контекста, в котором был написан материал, также способствует глубокому пониманию. Это может включать в себя понимание исторического, культурного или философского фона материала.

Таким образом читать можно по разному.

Как учиться знанию и пониманию?

Чтобы улучшить своё понимание, можно использовать различные стратегии и подходы, которые активизируют разные области мозга и способствуют более глубокому осмыслению информации:

  1. Активное обучение: Вместо пассивного запоминания информации, практикуй активное обучение. Это может включать в себя задавание вопросов, обсуждение материала с другими, преподавание изученного материала кому-то ещё или применение знаний на практике.
  2. Понимание контекста: Постарайся понять, как новая информация связана с тем, что ты уже знаешь. Построение связей между новыми и старыми знаниями помогает глубже понять материал.
  3. Критическое мышление: Развивай критическое мышление, анализируя информацию, оценивая аргументы и рассматривая разные точки зрения.
  4. Рефлексия и самоанализ: Регулярно отводи время для размышлений о том, что ты изучил. Подумай, как это соотносится с твоими предыдущими знаниями и опытом.
  5. Применение знаний: Попробуй применить новые знания в различных контекстах. Это может помочь увидеть, как теория работает на практике.
  6. Обучение через ошибки: Не бойся делать ошибки. Ошибки являются важной частью процесса обучения и могут предоставить ценные уроки для глубокого понимания.
  7. Использование мнемонических приёмов: Мнемоника помогает запоминать информацию через ассоциации, что может улучшить понимание.
  8. Медитация и сознательность: Практики, направленные на улучшение концентрации и сознательности, такие как медитация, могут помочь улучшить фокус и глубину понимания.
  9. Визуализация информации: Используй схемы, карты мыслей и другие визуальные инструменты для структурирования и визуализации информации.
  10. Обучение в группе: Обсуждение и обмен мнениями с другими может открыть новые перспективы и способствовать более глубокому пониманию.
  11. Чтение и исследование: Расширяй свои знания, читая книги, научные статьи и исследовательские работы, чтобы углубить своё понимание предмета.