Найти в Дзене
БелПресса

Для парадного выезда и для работы. Почему русские сани – энциклопедия народной мудрости

Оглавление

Наведались в гости к жителю села Нечаево Корочанского района Белгородской области, коневоду Виктору Аушеву

Фото: Алексей Дацковский
Фото: Алексей Дацковский

Сани, что несут по заснеженным просторам лошади, – один из символов российского Нового года, главный транспорт Деда Мороза. В былые времена прогулки на них были одним из любимых зимних развлечений. По счастью, в нашей области до сих пор есть люди, которые со знанием дела могут запрячь коня в сани и прокатить по морозцу с ветерком.

Своя узда

Сделать фото катания в санях во всей красе нам не удалось: декабрь на снег оказался жадноват. Но получить подробнейший инструктаж от хозяина о том, как соединить коня и сани, это не помешало.

«Всё, что я об этом знаю, передали деды, отец: управляться с лошадьми нас с братом учили с раннего детства», – делится Виктор Сергеевич.

Коней у него в хозяйстве несколько, но для показа он выбирает проверенного (этот точно не выкинет фортель перед газетой) – покладистого 10-летнего мерина-кабардинца Малыша.

Фото: Алексей Дацковский
Фото: Алексей Дацковский

Тот доверие хозяина и свою кличку оправдывает: выказывает готовность поучаствовать в процессе – перебирая мягкими губами, спокойно даёт надеть на себя удила – металлические стержни, которые вставляются в рот лошади.

«Раньше в простонародье их называли конфеткой, через них, уздечку, недоуздок идёт управление конём», – поясняет коневод.

В праздник у лошади есть возможность принарядиться: вместо обычной рабочей уздечки на него надевают выездную – поярче и подороже. Малышу сегодня достаётся убранство средней гламурности, сшитое из бирюзовых строп с клёпками.

«Вообще амуниция на лошадей очень дорогая, почти вся импортная. Одна мастерица в Обояни шьёт упряжь, так к ней очередь на год вперёд стоит», – говорит Виктор Аушев.

Фото: Алексей Дацковский
Фото: Алексей Дацковский

Козырный ход

Зато такие сани, как у него, ни одна заграница не осилит – крепкие, основательные, при этом компактные: на одного человека средней упитанности в шубе. По всему видно: делались, как правило, на века.

«Такие сани раньше назывались козырями, их использовали для парадного выезда, председатели колхозов на них обычно ездили. Были и попроще, для перевозки грузов, работы – розвальни», – поясняет Виктор Сергеевич, показывая по ходу, какое использовалось в санях дерево.

Полозья – из изогнутой части клёна, где ствол переходит в корень: специально такие искали, выкапывали и обрабатывали. Достоинство округлости естественного происхождения – эластичность при любой нагрузке, а вот всё, что скругляет человек, прослужит гораздо меньше. Для прочности и лёгкого хода подбиты полозья железом. Боковые же детали саней из вербы и лозы. Их по дизайнерскому замыслу мастера распарили, видимо, в бане (иначе их не согнёшь, не сломав) и придали форму полудуг.

Ну и, конечно, оглобли – те самые, что у горячего мужика всегда под рукой, – две жерди, выструганные из берёзы (а вообще можно из любого вязкого дерева), именно они соединяют лошадь и сани.

Фото: Алексей Дацковский
Фото: Алексей Дацковский

Гарвард не нужен

Навскидку кажется, что тут сложного – запрячь в сани лошадь или коня. Это и правда так, просто нужно эту науку знать. Виктор Аушев уверен, что в упряжи не должно быть ни одного лишнего движения, как и импровизации – всё давным-давно освоено и проверено.

«Вот, например, оглобля цепляется к полозьям очень просто – особым крючком одним движением. Также легко и вытаскивается. Русский мужик вообще любит, чтобы всё было устроено просто, всегда можно было самому без помощников управиться. Неслучайно только русские придумали запряжку с помощью деревянных деталей. Европейская упряжь вся на болтиках, сцепках каких‑то – Гарвардский университет нужно закончить, чтобы в ней разобраться. У нас же всё сделано так, чтобы управиться на раз-два. А разломалось что‑то – пошёл, отрубил, тут же приспособил», – делится крестьянской философией Виктор Аушев.

Он надевает на Малыша хомут и, вставив оглобли в полозья, после небольшого сопротивления коня (отвык парень за лето от такой оснастки) ставит его между жердей.

Фото: Алексей Дацковский
Фото: Алексей Дацковский

От хомута идёт гуж, кожаная петля (взявшись за которую, уже нельзя отказываться от начатого, как мы помним). Аушев ловким движением перекручивает-оборачивает гуж, вставляя в образовавшиеся отверстия и оглоблю, и деревянную дугу. Повторяет то же самое с другой стороны. На спину коню под дугу укладывается мини-седло – седёлка, чтобы при тряске не травмировать кожу. Осталось затянуть хомут специальной верёвкой (ногой при этом упереться обязательно), оставив коню расстояние с кулак на свободное дыхание. Ещё одна интересная деталь – подпузник.

«Крепится он к оглобле одной петлёй, которую можно сдёрнуть рывком, если, например, конь упадёт в воду, чтобы быстро освободить его от саней. В этом приспособлении тоже мудрость наших предков. Вообще при запряжке лошади всё должно быть хорошо подогнано, нигде ничего не болтаться, в то же время не стеснять движения, не сдавливать животное. Только так оно сможет работать долго и с удовольствием», – считает коневладелец.

Малышу в этот день работать не пришлось – распряжённый и радостный, он побежал на луг к друзьям-товарищам. Встретимся с ним, как снежок закрепится на земле, – очень уж хочется понять, из‑за чего столько эмоций и восторга было у любителей саней и почему взлетает душа, едва возница крикнет: «Эх, прокачу!»

А вообще‑то, почувствовать прелесть конной прогулки можно и без снега, главное – захотеть.

Ольга Бондарева