Её в своей книжке «Краткий исторический очерк г. Владивостока» (1910 г.) Николай Петрович Матвеев отметил так: «у американца Купер загорелся дом, занятый товарами. Сгорели разные товары, сахар, пикули и вино всего на сумму 5800 руб.», – сообщают «Вести: Приморье» со ссылкой на «Энциклопедию Приморья». 5800 руб. – много это или мало? Так вот корова стоила тогда 18 руб., бык – 25-30, а лошадь маньчжурской породы – 40-50. Считайте!
Пожары, можно быть уверенными, в городе сплошь деревянном, с крепкими морозами и сильными ветрами были явлением частым. Поэтому, как только организовалась в городе местная власть, то сразу же зашла речь об организации городской пожарной команды. Случилось это 11-ю годами позже «куперовского» пожара.
30 ноября 1875 года (12 декабря по новому стилю) на первом же заседании первой Думы Владивостока решено было приобрести пожарную помпу и выделить 1500 руб. на постройку колодцев. В распоряжение полицмейстера для тушения пожаров решили предоставить 8 лошадей, 4 бочки с дрогами, 2 брандспойта и различные пожарные инструменты. Полицмейстеру на пожарную часть выделялось по 50 руб. в месяц. И с тех пор пожарная служба в городе прирастала с каждым годом.
В 1885 г. во Владивостоке организована специальная пожарная часть из 10 пожарных во главе с брандмейстером, оснащенная 10 лошадями, 3 бочками, 1 ручной машиной и ручным инвентарем.
В 1907 г. в городе было уже две пожарных команды во главе с брандмайором на улицах Суйфунской и Маньчжурской. Штат каждой состоял из брандмейстера, машиниста, кузнеца, 2-х кочегаров, ветеринарного фельдшера и 44 кучеров и рабочих. Для оповещения о пожарах на Орлиной сопке днем вывешивались цветные шары или флаги, а ночью – фонари. Пожарные команды были также организованы в Уссурийске, Спасске, Имане (с 1972 г. Дальнереченск).
В том же 1907-м году создается Добровольное пожарное общество. Его члены носили брезентовую форму со знаками различия. Существовало общество на взносы и плату за организацию пожарных постов и ремонт хозинвентаря.
В 1913 г. во Владивостоке появился первый пожарный автомобиль. Тем не менее в 1922 г. убытки от пожаров составили: во Владивостоке – 287 тыс. руб., в Ник.-Уссурийском уезде – 33,3 тыс., в Иманском – 26,5 тыс., в Ольгинском – 25,7 тыс. руб. В 1927-29 гг., когда пожарная инспекция находилась в ведении НКВД, появились пожарные автоходы «Пикап», «Фиат», «Каммеркаф».
В 1932 г. прибыли первые отечественные модели: автонасосы и автоцистерны – ПМЗ-1 и 2, ПМГ-1 и 2.
К середине 50-х гг. в Приморье складывается система государственного пожарного надзора. В помощь военизированной и ведомственной охране на всех предприятиях и стройках организуются добровольные пожарные дружины. В 1957 г. только в сельской местности их насчитывается 354.
Для внедрения научно-технических достижений в 1963 г. во Владивостоке открывается пожарно-техническая станция по обеспечению пожарной безопасности в области судостроения и судоремонта. В 1965 г. совместно с АН СССР она разработала ряд средств пожаротушения на судах.
И как же часто пожарные приморские были востребованы, — справедливо поинтересуется дотошный читатель? Да уж без дела не сидели! В 1992 г., например, они выезжали на тушение пожаров 24 тыс. раз, то есть в среднем более 65 раз в сутки.
Во Владивостоке в 2022 году было зарегистрировано 542 пожара. Из них 56 – с 1 по 27 декабря.
А что же наш первый «погорелец» – американский купец Карл Генри Купер»? Один из первых владивостокских предпринимателей-иностранцев он добывал морскую капусту, золото, серебро и драгоценные камни, стал одним из крупнейших городских землевладельцев. С тех пор один из мысов на полуострове Шкота носит имя Купера, а район нынешней остановки транспорта «Дальпресс» до середины ХХ века был известен как Куперовская падь.
И еще у него была необыкновенная жена – Мэри, которую он привез из Китая. Во Владивостоке она приняла православие и не только родила мужу 14 детей, но принимала активное участие в деловой и творческой жизни города. Она, например, устроила первый в нашем городе театр, который располагался в просторной фанзе на перекрестке Алеутской и Пекинской улиц. В 1872 году труппой Бакушева в нем был поставлен первый во Владивостоке спектакль — «Гамлет». Позже фанза была снесена и на ее месте сын Мэри Александр Карлович Купер (на фото) построил роскошное по тем временам здание под концерт-кабаре-варьете «Модерн». Позднее в нем располагался ресторан 1-го класса «Грассман», в советское время – Дом революционной обороны, а затем – Клуб городской милиции им. Ф.Э. Дзержинского, каковым мы знаем его и сегодня. С 2016 года клуб этот закрыт на реконструкцию… после сильного пожара, уничтожившего 3-й этаж. Вот так, «с огоньком» закольцевалась фамилия Куперов в истории Владивостока.
На верхнем фото: пожарный автомобиль американского производства 1-й Суйфунской пожарной части в 1913 г., – из архива ОИАК.
На нижнем фото: Александр Купер, – из книги Д.А. Анчи и Н.Г. Мизь «Китайская диаспора во Владивостоке. Страницы истории»; Владивосток, «Дальнаука», 2015 г.