Найти тему
CatGeek

О восприятии некоторых выдуманных миров в России

Начнем сразу с примера. Вот фрагмент текста из Cyberpunk 2077.

«Давайте посмотрим, как обстоят дела за океаном. В клиниках СССР тоже работают первоклассные специалисты, есть высокоточные нанохирургические системы, специализированные антитела, внутривенные зонды... Можно продолжать до бесконечности. Службы экстренной медицинской помощи с современными ави, оборудованными отсеками? Есть и такие. В чем же тогда разница?»

Под словом «отсек» подразумевается криокамера. Человек, минимально знакомый со структурой американской скорой помощи, знает, что экипаж тамошнего фордика - два парамедика, а сама служба построена вокруг наискорейшей доставки пациента в больницу. В России же на скорой помощи есть фельдшерские и врачебные бригады. Если бы вселенную киберпанка описывали у нас, то ави скорой помощи, рожденный воображением автора, скорее всего таскал бы не криокамеру, а огромный массив медицинского оборудования.

Там плохо представляют себе наши реалии. Нюанс в том, что мы их реалии представляем не лучше.

«Мы все живем в Америке» - прозвучало в песне Раммштайна в 2004 году. Мы читаем, мы ходим в настолках и на экранах по выдуманным мирам, подавляющее большинство которых англоязычные. Эти вселенные придуманы в Штатах или Британии. Мы читали английские сказки от «Винни-Пуха» и «Маугли» до «Гарри Поттера». Ряд вещей, которые нам кажутся странными и непонятными, их создателям, наоборот, кажутся естественными. Давайте по некоторым из них пробежимся.

Прежде всего надо уяснить, что относительно Британии и – в меньшей степени – США мы живем в стране с более иерархичной политической системой и более демократичным бытом. Я своими ушами слышал историю о том, как англичанин оскорбился после достаточно невинного по российским меркам вопроса: ездил ли он на лошади? Дело в том, что в Британии конный спорт считается уделом высших слоев общества, и поэтому человек воспринял вопрос не в прямом смысле, а как пробивку своего социального статуса.

Возьмем саме известное – Гарри Поттера.

Вот Драко Малфой унижает Рона Уизли из-за старых вещей. Или он же демонстративно уходит с матерью в дорогой бутик. С точки зрения русского читателя все просто – золотой мальчик унижает бедняка. Для британца есть и второе дно. Малфой хвастается не деньгами, а социальным статусом. Доступом в места, где всякое маггловское отродье и нищеброды не появятся; если паренек из рабочего района в Британии пойдет затовариваться в дорогой магазин, ему предъявят претензии его же друзья: что, богатеньким заделался?

Вот Сириус Блэк идет не в Слизерин, а в Гриффиндор. Опять же, мальчишка ослушался маму… и всё? Нет, не всё. Интересующимся можно ознакомиться с системой колледжей в том же Оксфорде. Сириус Блэк, поступая не в тот дом, самостоятельно, добровольно и с песнями отрезал себя от возможности сдружиться с наследниками богатых и влиятельных семей, входящих в круг общения Блэков.

В общем и целом, происхождение и социальные связи для них значат больше, чем для нас. А вот занимаемая должность – наоборот, меньше. Именно поэтому в «Гарри Поттере» встает вопрос чистоты крови, а в Вархаммере много кем можно только родиться.

Вот, кстати, о Вархаммере. Уж где игра на привычных нам струнах! Но даже здесь есть нюанс…

Россия исторически – империя традиционная.

Британская империя была колониальной.

Какую разницу это для нас означает?

Если бы вселенная Вархаммера каким-либо образом была создана в России, то, например, Империум с высокой вероятностью был бы там «жандармом Галактики», возводя в абсолют полицейскую функцию и регулируя отношения между различными расами.

Но Ваха тащит на себе огромный культурный багаж Великобритании.
Имперский (и хаоситский) флот – это калька с британского парусного флота.

Полки Имперской гвардии, за очень редким исключением типа катачанцев (списанных с американцев во Вьетнаме), могут отличаться атрибутикой, но начинка останется та же, английская – всякое рядовое быдло и офицеры благородного происхождения.

Управление множеством миров Империума – типичная колониальная схема. Метрополии не очень интересно, как губернатор колонии с окладом в несколько сот фунтов в год выходит на пенсию с состоянием в десятки тысяч фунтов. Точно так же и Высшим Лордам Терры до лампочки, что на Некромунде будет делать дом Хельмавр – лишь бы поступала десятина.

Надо очень четко понимать, что ряд выдуманных миров создавали люди, вдохновлявшиеся эстетикой колониальной империи, а не традиционной. Для этих людей очень важны социальные связи и происхождение. Очень важна самоидентификация; кто ты, с кем ты дружишь и против кого. При это должность для них важна не настолько, как для нас. Поэтому Министерство Магии не такое уж всесильное, а сюжет «крутой коп, пославший начальника» - вечная тема старых американских боевиков. И все это очень хорошо объясняет ряд вещей, которые нам неясны в сеттингах.

Маугли, Император и Гарри Поттер порождены одной традицией и поэтому друг другу они понятнее, чем каждый из них нам. Про них очень легко придумать кроссовер. Кстати, вот уж кто бы вписался в ваху как родная, так это Беллатрикс из Гарри Поттера. И что интересно, вовсе не как чемпионка Слаанеша.

Давайте помыслим вслух.

Дама из древнего благородного рода? Отличное начало!

Исключительно мощный псайкер? Великолепно! Инквизиция уже заинтересованно смотрит.

Высокомерная? По отношению к кому? К простолюдинам? Да это правило хорошего тона, вы еще предложите сервиторов уважать!

Жестокая? На той же Некромунде обитатели верхних уровней вежливо уточнят: вот эта вот пушистая няшечка в самом деле жестокая? Да кто не истязал простолюдинов для удовольствия?

Ксенофобка? Благое дело.

Слушайте, а когда начнутся недостатки этой прекрасной, милой и одаренной юной дамы?

Больше того, я глубоко убежден в том, что если бы она оказалась не в 40К, а во времена Объединительных войн на Терре, то в Вахе была бы верная спутница Императора похлеще Малкадора. Судите сами – что мы знаем о ней в каноне Гарри Поттера? Что она по уши влюблена в могущественного мага, который творит ужасные, но великие дела? В самом деле, где же в 30К на Терре можно найти могущественного псайкера, который творит ужасные, но великие дела, во имя невероятной по масштабам цели?

Объекту ее обожания не нужна любовь? Так в каноне Гарри Поттера этот фактор не оказал никакого влияния на упертую фанатичку. Белле вполне хватит того, что ее воспринимают как ценную, верную и преданную соратницу. Император бы такое оценил: хоть Арку на Молехе стеречь поставить, хоть на Золотой трон сажать во время отлучек, хоть генокод для примархов извлекай.

Золотой сотрудник, ценнейший. Если бы фанаты ГП любили Ваху, у нас была бы прорва кроссоверов с пейрингом: «Император/Беллатрикс».

Итак, давайте подведем итог. Очень много непонятных нам особенностей сеттингов обусловлены другим культурным контекстом. Само по себе это не ново. Знание же культурного контекста позволяет иначе оценить выдуманные миры и в полной мере оценить отсылки и образы.

Автор: Михаил Митрофанов