С Мишкой пили за обедом
И болтали, то да сё.
«Как дела?» - «Да всё беседер!»
«Как семья?» - «Беседер всё!»
Так и шла у нас беседа -
Все «беседер» да «беседер».
Он в конце сказал:
«Ах, если б не хамсин!»
Израиль – страна эмигрантская. И, что хуже, она молодая и эмигрантская – это означает, что каждое поколение израильтян прибыло в то или иное время из определенной страны или группы стран. Поэтому о своих объективных сложностях в адаптации они прекрасно помнят и совершенно искренне полагают, что любой новый репатриант должен съесть свою ложку г…на.
Впрочем, не каждый из последних согласен хлебать ложку за ложкой. И некоторые едут дальше в США, Канаду или Европу. Или же возвращаются в страну исхода, которая внезапно становится не так уж плоха. Но мы сегодня поговорим о русских евреях, т.е., о евреях из постсоветского пространства.
Что же им не нравится в Израиле?
Высокая степень присутствия религии в жизни страны. Русский еврей, как и любой советский человек, как правило, не религиозен. Его участие в духовной жизни обычно ограничивается посещением синагоги по большим праздникам – а некоторые даже этого не делают. Поэтому широкое присутствие религии в нашей обычной повседневной жизни у многих вызывает бурное неприятие.
Кому-то больше не нравится запрет на гражданские браки: здесь поженить влюбленных могут только раввин, мулла или христианский священник. Они разрешат сыграть свадьбу иудею и иудейке, мусульманину и мусульманке, христианину и христианке, но не им между собой. Ну или не галахическому русскому еврею-атеисту, который особо ни во что не верит и справочки о вере не имеет. Поэтому многие браки в Израиле совершаются на небесах за рубежом.
Другим больше не по душе еженедельный шаббат и периодические религиозные праздники. большая часть магазинов и организаций в эти дни не работает, общественный транспорт не ходит, сантехники и электрики на дом не ездят. Конечно, есть те, кто работает, ходят и ездят – но все равно это мешает.
Милитаризация страны и постоянное участие ее в военных действиях. Тут сказать особо нечего, кроме того, что жителям определенных городов приходится время от времени в течение дня бежать в бомбоубежище, а это мало кому понравится. Молодежи приходится служить в армии, причем, реально служить. Того, кто избежал солдатской доли по тем или иным причинам, могут не принять на работу в хорошее место. Среди политиков много генералов с типичным для них квадратно-гнездовым мышлением. Хотя, конечно, этот пункт уже не актуален для новых репатриантов из определенных славянских стран.
Непривычный климат (и жилье, которое не соответствует этому климату). Вкратце, зимой довольно холодно, летом довольно жарко. А так как у местных строителей нет понимания о теплоизоляции, то ты вынужден либо оплачивать огромные счета за отопление, либо мерзнуть в своем же доме. Летом, соответственно, невозможно прожить без постоянно работающего кондиционера, который тоже, с…ка, стоит немало. Ну и еще хамсин, о котором упомянул в своей песне российский бард Тимур Шаов, гостивший у израильского друга. Это такой неприятный жаркий ветер из пустыни, который приносит с собой тучи песка и может дуть месяц и более.
Маленькая страна. Для тех, кто приехал из крупных стран, Израиль может показаться маленьким и каким-то провинциальным. Во всем еврейском государстве жителей меньше, чем в одной только Москве, в Иерусалиме население меньше миллиона, в Тель-Авиве – меньше половины миллиона, если считать без агломерации, конечно. Крупный город по местным меркам – это все больше ста тысяч человек. А для нашего человека – это как райцентр. Поэтому русские евреи называют страну «деревней Израиловкой». Но обижаются, когда так говорят туристы и неместные))
Наличие этнических и религиозных кварталов. Русский еврей категорически не привык к тому, что люди близкого происхождения могут селиться вместе. А тут есть арабские кварталы, есть кварталы евреев-ортодоксов, есть и классические черные районы почти в американском стиле. Где-то за татуху со звездой Давида ты можешь получить неиллюзорных люлей, где-то машину закидают камнями, если ты ездишь на ней в субботу, где-то у тебя «возьмут покататься» любимый велосипед. Это все надо учитывать, и не каждому такое понравится.
Низкая культура израильтян. Вообще-то, это было больше характерно для старшего поколения советских репатриантов. Как правило, это были хорошо образованные люди, глубоко укорененные в высокой русской культуре. Многие из них искренне не понимали, почему даже богатые израильтяне говорят только о деньгах и о бабах и ни разу в жизни не посещали театр, оперу и балет. Сейчас, конечно, эта проблема в значительной степени ушла в прошлое поскольку русские евреи отупели, как и все россияне поскольку шоу-бизнес сделал развлечения более доступными. Но и в настоящее время культурная жизнь и интересы нашего еврея могут быть шире, нежели у остальных израильтян. И некоторым это не нравится.
Иные нормы общения. Наш человек – он сдержанный. Он прячет улыбку, смеется только в близком кругу, не повышает голос на улице, не дает шуметь свои детям. Напротив, израильтяне – бурные экстраверты. И если случайный прохожий или официант что-то проорал тебе прямо в лицо, многие от этого теряются, даже если их намерения были самые дружеские.
Низкий уровень сервиса. В нашей стране жители, по крайней мере, крупных городов, привыкли, что почти любую услугу можно получить за один-два дня. В самом крайнем случае – в течение недели. Ко мне, например, мастер по ремонту стиральных машин приехал вечером в день звонка; человек, менявший замок в двери, приехал практически сразу. И свои обязанности они выполнили хорошо и за сравнительно небольшие для меня деньги. В Израиле придется подождать, а лучше самому попытаться все сделать. То же касается всяких девочковых услуг, вроде парикмахерских, ноготочков и макияжа. В таком случае лучше обращаться к русским – они знают, как надо нам.