Найти тему
Книжный мiръ

«Что дороже всего в мире? Сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть- не через тебя».

К 105-летию со дня рождения Александра Солженицына (1918-2008).

 

«То, что он был с нами в XX веке, то, что он пережил самые тяжелые, самые трагические моменты истории, это нас поддерживало, спасало, может быть, мы и сами этого не понимали». 
(Алексей Варламов)

Как сложно иногда писательская судьба переплетается с судьбой личности! Александр Солженицын, один из пятерки русских писателей, творчество которых отмечено Нобелевской премией, а биография является ярчайшим примером судьбы всех советских диссидентов. Палитра восприятия читателями произведений автора  – от мертвенно черной краски до ярко-синей, цвета весеннего неба.  

Саша Солженицын родился в Кисловодске, в семье офицера российской армии, без единой царапины прошедшего всю Первую Мировую войну и сложившего голову … на охоте, за полгода до рождения долгожданного сына. Богатства особого герой не нажил, но и то, что имелось, отобрали у «офицерского отродья» большевики. 

Саша Солженицын, 1925 год.
Саша Солженицын, 1925 год.
«Три офицерских ордена с Первой мировой войны, которые в мое детство считались опасным криминалом, мы с мамой, помню, закапывали в землю, опасаясь обыска. Она вырастила меня в невероятно тяжелых условиях, все время снимали в каких-то гнилых избушках у частников, за большую плату, а когда и получили комнату, то это была часть перестроенной конюшни», - писал Солженицын в автобиографических очерках «Бодался теленок с дубом».

В Ростове-на-Дону, куда вынужденно переехало осиротевшее семейство, мальчик пошел в школу, где его постоянно шпыняли одноклассники, дергая за веревочку на шее – на веревочке висел тоненький православный крестик. В средних классах несгибаемый Саша приступил к изучению марксистско-ленинской идеологии и только после этого вступил в комсомол, никак не ранее! Затем пришло увлечение литературой, был задуман большой эпический роман о социалистической революции, а пока Александр писал стихи, эссе и рассказы, составлял из них рукописные школьные литературные газеты.

Но в профессиональные литераторы юноша почему-то не пошёл. Окончив школу с золотой медалью, он поступил на физмат Ростовского университета -  как вспоминали его однокурсники, исключительно из-за интересных и высокообразованных преподавателей этого факультета. Но литературой заниматься все-таки не перестал: редактировал все стенгазеты курса, занимался в университетском писательском кружке, сочинял рассказы и небольшие повести -  «Ласточка», «Девятнадцать», «Эварист Галуа», подбирался к созданию поэмы в духе лермонтовского «Мцыри». Продолжая учиться в РГУ, параллельно поступил на заочный факультет русской литературы Московского института философии, литературы и истории.

Солженицын (крайний справа) после окончания Ростовского  университета. Фото из свободных источников
Солженицын (крайний справа) после окончания Ростовского университета. Фото из свободных источников

22 июня 1941 года Александр приехал в Москву на сессию второго курса МИФЛИ и тут же поехал обратно в Ростов – за оставленным там военным билетом. Билет он привез, но в армию из-за проблем со здоровьем все равно не взяли, отправили преподавать математику в школе.

             

Опостылели мне безопасность и тыл,
Книги душу свою потеряли.
И теперь даже вид тех страниц мне постыл,
Что от пламени мысли дрожали.
Разве время теперь, чтоб талантом своим,
Самой жизнью своей дорожить?
Если Ленина Русь будет отдана им,
Для чего мне останется жить?

Упорный молодой человек не отступил. В марте 1942 года он уже учится на Артиллерийских курсах, затем в офицерской школе, руководит бригадой дивизиона артиллерии. За боевые заслуги капитан Солженицын был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды. А в 1943 году произошло то, что не произойти не могло.

Николай Виткевич и Александр Солженицын, май 1943 года. Фото из свободных источников
Николай Виткевич и Александр Солженицын, май 1943 года. Фото из свободных источников

В переписке со своим другом Николаем Виткевичем Солженицын начал обсуждать военные проблемы, связанные с решениями власти, критиковать «самого», называя отца народов «паханом», а созданный им строй сравнил с крепостничеством. Не забываем, что еще в школе Александр предметно, с карандашом в руках, изучал постулаты марксизма-ленинизма и в целом принял социалистическую идеологию. Дальше – больше: «антисоветчики» сочинили программный документ под названием «Резолюция №1», где призывали всеми силами оказывать сопротивление существующей власти. Ровно за три месяца до Великой Победы, 9 февраля 1945 года, Солженицына арестовали, приговорили к восьми годам ИТЛ с последующим подавлением в правах, фактически –к вечной ссылке.

«Это ничего, что я в тюрьме. Меня, видимо, не расстреляют. Зато я стану тут умней. Я многое пойму здесь, Небо! Я еще исправлю свои ошибки — не перед ними — перед тобою, Небо! Я здесь их понял — и я исправлю!» — писал он двадцатью годами позже в своем «опыте художественного исследования» -  романе  «Архипелаг ГУЛАГ».

И в тюрьме и в лагере он продолжал сочинять, может быть, только это и держало на плаву. Записывать тексты было нельзя, да и не на чем особо, поэтому многие тысячи строк заучивались наизусть. 13 февраля 1953 года, ещё при жизни Сталина,  Солженицына освободили, отправив на поселение в Казахстан – учителем физики в местной школе. Там же он приступил к работе над романом «В круге первом» и, наученный горьким опытом, купил портативный фотоаппарат для съемки рукописей – негативы всегда легче спрятать в случае обыска.

Александр Солженицын в каторжном лагере, 1953 год, Экибазтуз, Казахстан. Фото из свободных источников
Александр Солженицын в каторжном лагере, 1953 год, Экибазтуз, Казахстан. Фото из свободных источников

Еще через год, после решений исторического XX съезда КПСС, где деятельность Сталина была подвергнута жесткой оценке, писателю удалось переехать поближе к Москве, во владимирскую деревню. В самом конце 1962 года в журнале «Новый мир» вышла из печати знаковая повесть «Один день Ивана Денисовича», разрешение на публикацию которой дал лично Никита Сергеевич Хрущев, заметив, что повесть «написана с партийных позиций». Солженицын становится членом Союза писателей, его произведения широко печатаются за рубежом, в перспективе обозначилось получение Ленинской премии.

Прозаик выпал из официальной литературной обоймы сразу же после очередной смены власти. Главного редактора журнала «Новый мир» Александра Твардовского, где печатались все произведения Солженицына, освободили от должности. «Есть много способов убить поэта. Твардовского убили тем, что отняли «Новый мир», — вспоминал отвергнутый писатель.

Далее – только самиздат с планируемым забвением читателей, которое не состоялось: в банке из-под икры, переснятая на 35-миллиметровую пленку, поехала в Париж рукопись «Архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Александр Солженицын получил Нобелевскую премию «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы»; на награждение, естественно, не поехал, справедливо опасаясь, что обратно уже вернуться не сможет. Трансляцию церемонии писатель слушал тайком – на даче своего друга Мстислава Ростроповича. Через четыре года Александр Исаевич был лишен советского гражданства и выслан из страны «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Александр Солженицын с сыновьями. Фото из свободных источников
Александр Солженицын с сыновьями. Фото из свободных источников

Солженицына всегда интересовало мнение самых разных людей о собственном творчестве, но на Западе ему как воздуха не хватало живого общения с читательской аудиторией. По возращении из вынужденной ссылки он исколесил всю Россию, выступая с лекциями на заводах, в аудиториях институтов, домах культуры, сельских клубах. «У меня нет готовой лекции, не ждите ее от меня. Я пришел больше слушать вас, чем говорить сам», - так обращался он к слушателям. Вот лишь некоторые ответы писателя, собранные для нас в книге «Прямая линия»: надо думать об общей беде»:

– Как могла наша читающая страна принять культ буржуазности, ее бездуховность?

«Заверяю вас, отнюдь не приняла. Этот культ приняла только самая уязвимая прослойка, которая требует моральной и нравственной защиты».

– Кого в сегодняшней России можно считать героем нашего времени?

«Того, кто не поступается нравственными принципами и сохраняет прямохождение». 

– Не утратили ли вы веру в человека?

«Только вера в человека и дает надежду».

– Какова сейчас роль книги в жизни людей?

«На мой взгляд, роль книги колоссальна. Книга – величайшее изобретение, благодаря которому незнакомые люди через огромные расстояния могут основательно обдумывать большие мысли и потом отзываться на них. Но буйно разрослось пустоцветие: сочинять фантазии гораздо легче, чем искать правду жизни». 

- Верите ли вы в прогресс человечества?

«Не только не верю, я считаю, что это величайший рационалистический бред. Мы несем такие потери в экологии, в разрушении нравственности, в понижении интеллектуального и культурного уровня, которые не искупаются никакими техническими и социальными успехами».

– Как вы относитесь к религии?

«Человек, который не дошел до веры, даже не знает, какую душевную ценность потерял. Энергия приходит к нам от Бога повседневно».

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!