Найти тему
Институт воспитания

Как и зачем развивать в ребёнке оптимизм?

Оглавление

Оптимизм в человеке отражает веру и надежду в положительный исход событий. Фактически – это настройка себя на позитивный результат любого действия, видение одно и того же факта под разным углом. Как в известном примере со стаканом воды: оптимист считает его наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым, при этом реальность одинакова у обоих людей. Этот навык можно сформировать в детстве. Как это сделать, расскажем в статье.

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com

Активная жизненная позиция

Оптимистов отличает активная жизненная позиция, они не идут на поводу у других людей и имеют свое собственное мнение. В связи с этим, всегда спрашивайте у ребенка его мнение.

  • Куда он хочет сходить, что поесть, что он выберет и чем будет заниматься на каникулах?
  • Спрашивайте его мнение после похода в цирк или театр, после прочтения сказки обсуждайте действия и чувства персонажей и интересуйтесь, как бы поступил малыш, близко ли ему поведение персонажей.
  • Поддерживайте его инициативы или договоритесь, что раз в день он может сам предложить занятие на вечер, чтобы повысить его уровень активности, а не ведомости.

В детском саду и школе дети уже начинают просто выполнять то, что говорит педагог, и ребята к этому быстро привыкают, ничего не нужно придумывать самому. Ему сказали – он сделал. Поэтому поощряйте любую инициативу ребенка и его собственный взгляд на мир.

Можете на большом настенном календаре приклеивать возле каждого дня наклейку, если малыш выступил с позитивной инициативой. Так наглядно будет виден прогресс и это будет очень мотивировать.

Умение ошибаться

Оптимисты легко относятся к неудачам. Объясните ребенку, что ошибок и неудач не существует, есть только опыт, который всегда идет во благо человеку.

Умение ошибаться – это один из способов познания окружающего мира.

Это путь исследователя. Очень много научных открытий произошло по ошибке. Казалось бы, это неудача, казусная ситуация, где можно было расстроиться, внезапно оказалась открытием. Растаявшая шоколадка стала причиной создания микроволновой печи, когда инженер заметил, что шоколадка в его кармане растаяла во время прохождения перед магнетроном (электронная лампа, генерирующая микроволны). Всемирно известную газировку создал фармацевт в качестве лекарства от мигрени и по ошибке разбавил микстуру газированной водой.

Каждая ошибка может привести к интересным результатам, поэтому учите ребенка позитивно и оптимистично к ним относится.

Можно купить наборы с химическими или физическими опытами и проводить вместе с ребенком. Не важно, что получится в конце эксперимента, главное – увлекательный процесс.

Фокус на хорошем

  • Не акцентируйте внимание на негативе, на том, что не получилось, а вот за результат хвалите от всей души. Так ребенок сможет сконцентрироваться на своих сильных сторонах, и это придаст ему уверенности в дальнейших действиях. Фокус на позитивных моментах поднимает настроение и улучшает самочувствие. Когда ребенка хвалят, у него меняется мимика и жесты, появляется улыбка, движения становятся более уверенными.
  • Учите ребенка мыслить образами и представлять позитивный исход любой ситуации. Позитивный настрой увеличивает возможность достижения любой цели. Почему? Если вы уже представили желаемую точку Б, ваш мозг начинает искать в пространстве возможности для реализации, потому что он уже нарисовал себе план.
  • Научите ребенка видеть во всем хорошее и отмечайте это. Испортилась погода и пошел дождь? Не беда, останемся дома и почитаем любимую сказку или соберем конструктор. Не получилось попасть на день рождение к другу?Можно созвониться по видео, поздравить, и договориться о личной встрече. Так даже веселее – все внимание будет только для двоих друзей. То есть на каждое событие ищите формулировку зато, альтернативный вариант. Человек, который может предложить несколько вариантов исхода действия, будет спокоен, будет настроен оптимистично, потому что он в любом случае получит какой-то из альтернативных результатов.

Не стоит опасаться, что оптимист видит мир через розовые очки. Потому что это не так.

Оптимист не избегает реальности, не избегает фактов, он просто нацелен на успех, он может сам сформировать позитивное отношение ко всему, везде найти альтернативу.

Ведь есть то, на что мы не можем повлиять. Повлиять на плохую погоду ребенок не может, но может найти несколько альтернатив и изменить свое отношение к дождю. Например, поиграть дома, или надеть резиновые сапоги и дождевик и побегать по лужам. Такие простые вещи формируют оптимистичный взгляд на мир. Он дает ребенку больше возможностей, позволяет быть уверенным в себе, не зависящим от обстоятельств. Он делает малыша радостнее, а каждое занятие — интересным, ведь не важно, какой получится результат, возможно, это новое научное открытие.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com
Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.