Ода Петербургской меланхолии, нездоровой любви и попыткам выжить в жестоком мире
Сюжет фильма прост и понятен. В течение дня Ира ездит на велосипеде по улицам Петербурга. Дни у нее похожи друг на друга. Закончив мыть окна в небольшой туристической фирме, она отправляется на репетицию в любительский театр «Северная почта», не обращая внимания на бежевый цвет своего велосипеда и любопытные взгляды прохожих.
Своей прямолинейностью Ира оживляет переживающий трудности театр. Ему грозит мрачное будущее: зрителей очень мало, а денег на оплату аренды не хватает. Театру, возглавляемому режиссером Львом Николаевичем, не хватает сил и мотивации, чтобы найти новое помещение для труппы, и он, по сути, остается без дома. Сдается и возвращается жизни обычных, приземленных людей.
Несмотря на трудности повседневной жизни, Ира остается сильной и целеустремленной. Она неустанно работает, чтобы заработать деньги для театра, и одновременно питает чувства к Льву Николаевичу, который внезапно исчезает, оставив ее с разбитым сердцем. Кажется, что весь мир сговорился против нее, заставляя соответствовать общественным нормам и отказаться от мечты о необычной и яркой жизни.
Но найдет ли она в себе силы остаться собой и выстоять?
Ответ на этот вопрос зрители узнают в самом конце фильма, но не все согласятся с решением героини. Атмосфера картины настолько четкая и понятная, что может оттолкнуть некоторых зрителей. Как-будто для просмотра этого фильма нужно находиться в определенном этапе жизни. Например, если сейчас поиски себя и своего предназначения слишком утомили и доставляют дискомфорт, то легкость и детская наивность главной героини скорее будут раздражать. Но если зритель только в самом начале или уже прошел этот путь и ощущает себя на своем месте, то воздушность и местами безрассудность Иры может вдохновить.
Ира существует в альтернативной версии Петербурга, созданной режиссером Павлом Мирзоевым, которая, кажется, выходит за рамки обыденности. Этой реальности Ира противится, желая чего-то более необычного. В этом контексте место действия становится значимым. Мирзоев превращает город в отдельного персонажа, чья мягкая, приглушенная атмосфера одновременно питает и отражает взгляд Иры.
Сама героиня очень специфичная личность. Идея нового фильма по мотивам киноповести Александра Володина родилась из размышлений о поколении современных девушек, не желающих жить по чужим, традиционным лекалам. Мирзоев облекает Иру в современную одежду не только буквально: он анализирует, какой была бы героиня володинской повести в 2023 году: «… Таким девушкам сейчас около тридцати. Они не пошли в юристы-экономисты, как мы в свое время, отвергают паттерн дом-семья-работа, пытаются реализоваться в творческих профессиях, а иногда сами их придумывают… Подход к героине требует легкости и темперамента. Она кто угодно, только не томная нудная страдалица. Эта молодая женщина – чуть странная, невероятно активная, стремительная, которая просто физически не в состоянии жить по правилам. По сути, Ира — наш общий внутренний идеал, который мы до какого-то момента в себе пестуем, а потом, взрослея, бросаем» — говорит режиссер.
Особое место в фильме занимает Санкт-Петербург. Несмотря на то, что действие картины охватывает несколько сезонов, запоминаются прогулки Иры на велосипеде в солнечную погоду. Жители города часто напоминают приезжим, что солнце для Петербурга в летнее и осеннее время не такое уж редкое явление. Так что в этом фильме самый положительный и приятный персонаж однозначно город. Даже трудности, с которыми сталкиваются главная героиня не кажутся серьезными, пока она разъезжает по улицам Петербурга на своем велосипеде. Так что сходить в кинотеатры стоит хотя бы для того, чтобы насладиться образами города на Неве.