Логистика — это не просто перемещение товара с завода в магазин. Например, менеджер по логистике может посчитать и сказать, что выгоднее: доставить товар на машине или на поезде. Или может сказать, какой товар нужно первым отгрузить со склада. Или сделает так, что сырье привезут в нужный день, и компании не придется беспокоиться о его хранении. Обо всем этом и рассказываем в статье.
Задачи и функции логистики. Не только транспортировка!
Логистика — это организованное перемещение груза или людей. Это упрощенное определение, которое несложно запомнить.
Если пытаться описать логистику в бизнесе, то определение будет шире — это процесс планирования, реализации и контроля потока товаров и услуг от места происхождения до места встречи с клиентами.
Логистику также можно рассматривать как просто транспортировку, но с учетом всех сопутствующих вопросов, например, правильного хранения, сроков доставки и стоимости перевозки. Это всеё тоже входит в логистику.
Разберем, какие задачи решают предприниматели с помощью логистики:
- доставляют товар или сырье;
- контролируют сроки доставки;
- рассчитывают оптимальный маршрут доставки;
- минимизируют расходы на перевозку;
- организуют склад и хранение товаров;
- управляют запасами и закупками;
- отвечают за упаковку и возврат продукции;
- управляют распределительным центром;
- занимаются сопутствующим документооборотом.
Это общий список задач, точный зависит от специфики бизнеса.
😎 К примеру, если компания торгует на маркетплейсах и доставляет товар со своих складов, то логисты, скорее всего, будут искать помещения в разных регионах. При этом им нужно будет просчитать, чтобы доставка клиентам с новых складов была удобной и выгодной для компании.
Цель логистики — это максимальная эффективность при минимальных расходах.
😎 Например, компания может сменить от поставщика из Индии на партнера из Китая, потому что китайское сырье стоит дешевле, доставляется быстрее, а объемы поставок больше. Все это и есть логистика — она помогает компаниям оптимизировать процессы, снижать затраты и повышать прибыль.
А еще если грамотно управлять логистикой, можно увеличить оборачиваемость продаж, что поможет высвободить дополнительные деньги в компании и повысить прибыль.
😎 Например, компания торгует строительными материалами и доставляет их издалека. Если сократить сроки доставки, компания сможет продавать быстрее, а это повлияет на чистую прибыль. К тому же меньше денег будет заморожено в товаре, который уже оплатили, но еще не доставили.
Логистические концепции: точно в срок, с планом и без лишнего
В логистике есть свои принципы и концепции, которые помогают планировать работу и расставлять приоритеты. Разберем четыре основных:
Just-in-Time, или JIT, — делать точно в срок. Концепция пришла в логистику из идей бережливого производства. Согласно этой концепции логистический отдел организует отгрузку или закупку в конкретном объеме и к четко определенным срокам — не раньше и не позже. Отдел не создает больших запасов и своевременно обеспечивает продажи.
RP, или Requirements, — планировать. Эта концепция выстраивается вокруг планирования поставок материалов на производство и готовой продукции клиентам. Логистический отдел считает, сколько и какого сырья нужно поставить производству, чтобы это соотносилось с уровнем спроса клиентов. Так удается не допустить перепроизводства и не забить склады лишним товаром.
Lean Production — исключить лишнее. Эта идея тоже переплетается с бережливым производством. В рамках этой концепции запасы сырья и товаров нужно сокращать, качество товара повышать, а количество брака уменьшать. Все это можно делать за счет автоматизации и обучения сотрудников.
Quick response — реагировать быстро. Этот принцип строится на быстрой координации между разными отделами, что позволяет реагировать на любые колебания спроса.
Принципы логистики
Основной принцип логистики — выбрать лучший вариант, как обеспечить товарами нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужном месте и, конечно, с минимальными затратами. Это не мы придумали, это цитата из учебного пособия «Основы логистики» от МГУ Путей и сообщений императора Николая II.
А чтобы снизить градус серьезности, добавили Гуся на грузовичке ↓
Если разложить этот принцип, можно выделить шесть пунктов, за которые отвечает логистика:
отгрузить нужный товар
↓
в нужном качестве
↓
в необходимом количестве
↓
в точный срок
↓
в положенное место
↓
с минимальными затратами
Каждый пункт планируют и выполняют в координации с другими: например, чтобы товар оказался на месте в определенное время, нужно запланировать его производство.
А чтобы производство сработало как надо, нужно привезти сырье в срок. При этом товар важно также изготовить в срок, а еще достаточного качества и не создавая запасов, потому что склад — это расходы.
Читать в Газете Нескучных
Как делать закупки, чтобы не забивать склад и не морозить деньги
Как сократить запасы на складе. Разбираемся с неликвидом
Кейс. Думали, что свой транспорт — выгодно, а оказалось — убыточно на 4,5 млн ₽
Виды логистики: транспортная, запасов, закупок и распределения
В задачи логистики входит много всего — и поставки, и контроль закупок и складов, и транспортировка, поэтому логистику стали разделять на разные виды. Расскажем о некоторых видах логистики, их роли в бизнесе и задачах.
Транспортная логистика — это планирование, организация и оплата транспортных услуг, которые нужны для перемещения груза фирмы.
Менеджер по транспортной логистике выбирает перевозчика, составляет сопроводительные документы, отслеживает груз, работает с простоями и задержками. А еще он консолидирует грузы — объединяет небольшие партии в крупные отправления. Все это помогает доставлять товар в срок за разумные деньги.
Также в транспортной логистике оценивают разные варианты доставки груза: выбирают между авиа, железнодорожным, трубопроводным, автомобильным видами транспорта. Смотрят, что выгоднее, а что быстрее, соотносят данные и принимают решение.
Логистика запасов — это сырье или товар, которые хранятся на складе. Хранение запасов связано с издержками: это замороженные оборотные средства, расходы на хранение, риски ухудшения качества и устаревания. Например, вещи могут выйти из моды, а техника прошлого года в глазах покупателей выглядит как старая.
Логистический отдел управляет запасами: отгружает прежде всего старые товары. Подобная ротация называется методом ФИФО: первый пришел, первый ушел. Она важна, например, в пищевой промышленности, где есть сроки годности, или в швейной — где есть сезонность.
Закупочная логистика — связана с закупками, потому что для производства товара нужно сырье, которое берут у поставщиков. Менеджеры отдела логистики договариваются, как это сырье будет доставляться, следят за процессом и помогают поставлять все в срок. А еще — менеджеры консолидируют поставки разных материалов, чтобы снизить транспортные расходы.
Логистика распределения — это управление местами, где хранятся запасы товаров и материалов компании. Ну, то есть складами и распределительными центрами, — эти понятия схожи, но все же отличаются:
- склад используется для более долгого хранения товаров,
- а распределительные центры — под быстрые обороты.
Например, сетевые продуктовые магазины используют распределительные центры для приема грузовиков с продуктами. Паллеты с продуктами разгружают, пересобирают для каждого розничного магазина и доставляют на точку.
Видов логистики много — еще есть производственная, таможенная, складская, информационная, — но все они направлены на оптимизацию бизнес-процессов, просто каждый по своему блоку.
Как сократить расходы на логистику
Итак, вот что можно сделать, чтобы сократить расходы на логистику:
Способ 1. Проанализировать процессы. Здесь помогут два вида анализа:
- АВС-анализ — чтобы узнать, на каких товарах компания зарабатывает больше всего. А значит, заполнять склад нужно именно этими товарами и избавляться от других;
- XYZ-анализ — чтобы узнать, на какие товары спрос стабильный, то есть их покупают примерно в одинаковом количестве в разное время. А на какие спрос колеблется, а это значит, что сегодня могут купить пять единиц товара, а завтра пятьсот.
Например, компания провела АВС-анализ и выяснила, что основной товар компании — школьная форма — приносит меньше всего денег, при этом больше всего производство зарабатывает на тематических костюмах. Это повлияло на логистику закупок и хранения: компания перестала брать ткань на школьную форму, шить ее и забивать склад, а переключилась на костюмы к разным праздникам.
Кроме этого, компания провела XYZ-анализ. Так она увидела, что костюмы для народных танцев продаются хорошо, но неравномерно: то ничего не купят, то сразу 50 костюмов. Компания решила, что эту позицию нужно держать на складе в достаточном объеме, чтобы обеспечить продажи.
Способ 2. Провести цифровизацию логистики. Здесь важно наладить автоматизированный сбор и обработку данных. Например, можно:
- выбрать и внедрить программное обеспечение для эффективного управления логистикой;
- настроить работу между отделами внутри компании;
- настроить процесс работы с заявками на поставку или отгрузку товаров;
- считать и анализировать оптимальные способы доставки и маршруты;
- отслеживание маршрут транспорта.
Что тут говорить, логистику нужно переводить в автоматизированный вид — это поможет повысить точность работы и сэкономить время и деньги.
Способ 3. Отдать логистику на аутсорсинг. Если компании логистические услуги требуются время от времени, а объемы небольшие, возможно, выгоднее отдать логистику на аутсорсинг. Но нужно считать.
Способ 4. Распределить функции логистического отдела по другим. Компании может быть выгоднее не держать целый отдел логистики, а распределить его функции по другим подразделениям.
Получится дешевле, но есть риск: эффективность работы может снизиться, особенно если между подразделениями нет четкой координации: кто, куда, что и когда отправляет, доставляет, заказывает.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Логистика — это чаще всего управленческие решения, которые влияют на всю компанию. Грамотные логистические решения, например построить завод рядом с рынком сбыта, дают конкурентные преимущества. В то время как плохие решения оборачиваются потерей денег.
Собрали несколько логистических ошибок, которые часто допускают компании:
❌ Не просчитывают издержки, которые связаны с логистикой — например, покупают автомобили, возят на них груз и думают, что все в порядке. В итоге оказываются в убытках. Так было у компании «Стройтех», которая думала, что свой транспорт — выгодно, а оказалось — убыточно на 4,5 млн ₽.
❌ Не автоматизируют логистику — если компания небольшая, без автоматизации еще можно обойтись. Но с ростом оборотов и усложнением процессов, если продолжать работать в ручном режиме, компания уже не сможет разобраться, какие варианты доставки выгоднее, где на закупках и складах теряются деньги, как консолидировать груз, чтобы экономить.
❌ Стандартно мыслят — логистика связана не только со стандартными задачами по доставке груза, но и помогает получить преимущества на рынке. Например, компания по производству отбеливателей составила карту распределительных центров крупных сетей, нашла точки пересечений и поставила там свои цеха.
❌ Не контролировать. Если компания отдала логистику на аутсорсинг, то ошибкой будет не контролировать подрядчиков. А если логистикой занимаются разные отделы внутри компании — то точно нужно подумать над выстраиванием совместных связей.
Логистика в бизнесе: частые вопросы собственников
Что такое фулфилмент в логистике и для кого подойдет?
Фулфилмент — это комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Этот комплекс можно выполнить самим или передать на аутсорсинг сторонней компании. В этом случае компания-подрядчик будет отвечать за упаковку товара, организует склад для его хранения, довезет заказы покупателям и примет возвраты.
На мой взгляд, построение фулфилмент-логистики — сложная и трудоемкая задача, и иногда ее выгоднее и легче отдать другим. Это удобно для компаний, которые работают с маркетплейсами, интернет-магазинов и начинающих предпринимателей.
Как считать логистику?
Расчет логистики сильно зависит от бизнеса. В целом логистические затраты включают в себя:
- транспортные расходы;
- расходы на хранение;
- расходы на упаковку;
- расходы на экспедирование — сопровождение;
- оплату труда сотрудников логистического отдела;
- таможенные платежи;
- НДС и страхование.
Логистика в бизнесе: в двух словах
- Логистика — это организованное перемещение груза или людей.
- Если пытаться описать логистику в бизнесе, определение будет шире — это процесс планирования, реализации и контроля потока товаров и услуг от места происхождение до места встречи с клиентами.
- Цель логистики — это максимальная эффективность за минимальные деньги.
- Логистику можно рассматривать как простую транспортировку, но с учетом всех сопутствующих вопросов, например, правильного хранения, сроков доставки и стоимости перевозки.
- Основной принцип логистики — выбрать лучший вариант обеспечения товарами нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужном месте и, конечно, с минимальными затратами.
Поможем понять, куда утекают деньги
Логистика — это то направление, в котором, по опыту, компании обычно теряют деньги. Они покупают свои автомобили, когда выгоднее брать в аренду, или договариваются на железнодорожные перевозки и потом месяцами ждут груз, который застрял из-за отсутствия нужных документов.
Финдиры Нескучных умеют распутывать логистические загадки: находят, куда утекают деньги, настраивают управленческий учет и помогают оптимизировать работу всей компании. Вот несколько примеров:
Наши финдиры работают с любым бизнесом: дизайн-студиями, промышленными компаниями, кофейнями, салонами красоты, заводами, маркетплейсами и всеми остальными. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличивать прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету.