ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: Bill Evans Trio – Sunday At The Village Vanguard

Bill Evans Trio – Sunday At The Village Vanguard
Bill Evans Trio – Sunday At The Village Vanguard

То, что я пишу о джаза, не означает, что я не могу наслаждаться альбомом, как любой обыватель. Правда, когда человек вынужден слушать "н-ое" количество пластинок каждую неделю, бывают периоды, когда дух может стать враждебным к самой мысли о пластинках. Но, к счастью, самое эффективное противоядие от винилового недуга находится рядом с самим источником проблемы. Нет ничего более целебного, чем хорошая музыка.

Каждый раз, когда выходит новый альбом BILL EVANS, в моем арсенале терапии против скуки, усталости, раздражения или чего бы то ни было, появляется еще одно оружие.

"Everybody Digs Bill Evans" было использовано в качестве одного из названий его альбомов, и эта фраза стала буквальным выражением. О Билле было написано так много, что трудно выразить положительные мысли о нем, не процитировав прямо или косвенно какого-нибудь другого критика.

Одним из авторов, который прекрасно изобразил Эванса-человека, был Дон Нельсен в журнале Down Beat от 8 декабря 1960 года. Одной из причин "успеха" статьи стали убедительные высказывания, которые ему удалось извлечь из пианиста. В одном из них Билл рассуждал о дзэн, и это привело к некоторым точным выводам о джазе. Эванс сказал: "На самом деле я не очень интересуюсь дзен как философией и не присоединяюсь к каким-либо движениям. Я не претендую на то, чтобы понять его. Я просто нахожу его успокаивающим. И это очень похоже на джаз. Как и в джазе, вы не можете объяснить это кому-либо, не потеряв опыт. Это нужно пережить, потому что это чувство, а не слова. Слова - дети разума и, следовательно, не могут его объяснить. Они действительно не могут передать чувство, потому что не являются его частью. Вот почему меня раздражает, когда люди пытаются анализировать джаз как интеллектуальную теорему. Это не так. Это чувство".

Каждый, кто сталкивался с игрой Билла Эванса, знает о его глубоких чувствах и той ясности, с которой он их передает. Для слушателя, следившего за успехами Эванса на Riverside, также очевидно постоянное стремление к настоящей групповой проекции, когда каждый импровизирует, а все трое делают это вместе. Большинство трио состоит из басиста и барабанщика, обеспечивающих ритмическую поддержку пианисту. Здесь же происходит взаимосвязь мелодических и ритмических фраз, в которой активно участвуют все. Свежесть подхода трио Эванса порождает музыку с поистине волшебной аурой.

Bill Evans Trio – Sunday At The Village Vanguard
Bill Evans Trio – Sunday At The Village Vanguard

Слушая этот альбом, я оказываюсь настолько поглощенным, что сознание моего тела исчезает, и я становлюсь как одна большая машина, оснащенная только психикой. Я не осознаю самого процесса прослушивания. Я проникаюсь музыкой и становлюсь единым целым с ней". Комментарий Эванса - "Это чувство" - никогда еще не было так наглядно представлено.

Регулярные воскресные утренники в нью-йоркском Village Vanguard заслужили широкую репутацию, поскольку собирают самую искренне заинтересованную джазовую аудиторию, которую можно найти в любое время и в любом месте. Учитывая характер Эванса как артиста (о чем говорится, например, в статье Нельсена, приведенной выше), кажется чрезвычайно уместным, что "Sunday at the Village Van-guard" - первая "живая" запись Билла. Впервые он предстает перед своей LP-публикой в том виде продолжительных и спонтанных выступлений, которые могут быть результатом такой клубной атмосферы. Из шести композиций только одна длится менее шести минут, а три превышают восемь минут. Это позволяет трио по-настоящему исследовать каждое произведение.

SIDE A:

  1. Gloria's Step 6:05
  2. My Man's Gone Now 6:21
  3. Solar 8:51

Как обычно бывает на сольных концертах Эванса, программа богата и разнообразна. Здесь он продолжает несколько своих личных традиций. Одна из них - включение в программу песни, написанной Майлзом Дэвисом. Здесь это Solar, которая заставляет всех потянуться - и вы как будто открываете для себя сам процесс импровизации. В композиции All of You сочетаются два обычая Эванса: она написана Коулом Портером, стандартным композитором, к которому он обращается довольно часто, и его версия сформулирована в чрезвычайно личной - можно даже сказать "импрессионистской" - манере. Это как бы дистиллированная сущность мелодии, причем мелодия ни разу не прозвучала напрямую - подход к балладам, который Билл использует все чаще и чаще. А предлагая нам "Alice In Wonderland" (из кинофильма Уолта Диснея), он снова предлагает нам переработать банальную мелочь (ранее он сделал то же самое с Some Day My Prince Will Come, из "Белоснежки") в чудесный музыкальный опыт.

Гершвин представлен здесь невероятно пронзительной версией My Man's Gone Now. Эванс исполняет ласковую, изысканно красивую экспозицию, а ЛаФаро вносит задумчивые нотки и захватывающее соло.

В этом альбоме нет оригиналов Эванса, зато есть две композиции ЛаФаро. Gloria's Step имеет захватывающую линию и гармоническую структуру, с идеальным творческим балансом между тремя мужчинами. Соло Эванса - само по себе композиция, Мотиан динамично размахивает кистями, а композиторское оло поистине великолепно. Нефритовые видения" Скотта - произведение чувствительной каллиграфии с восточным колоритом. Его огромный общий вклад в этот альбом делает его смерть еще более трагичной. Я доволен тем, что для меня, как слушателя, существуют эти записанные результаты знаменательного "Воскресенья в Village Vanguard".

Шесть композиций, вошедших в этот альбом, были записаны днем и вечером 25 июня 1961 года - во время заключительных выступлений двухнедельного концерта Трио Билла Эванса в Vanguard. (В частности, версия Jade Visions Скотта ЛаФаро, завершающая альбом, была последним номером, который они сыграли в тот вечер). Как оказалось, для этих трех музыкантов это был последний совместный концерт. Ведь всего десять дней спустя ЛаФаро погиб в трагической аварии на шоссе.

SIDE B:

  1. Alice In Wonderland 8:32
  2. All Of You 8:20
  3. Jade Visions 3:46

Это была шокирующая смерть - как и любая смерть, а внезапная смерть в особенности. Для нас, так глубоко вовлеченных в джаз, потеря молодого человека, находящегося в самом разгаре процесса реализации того, что, по общему признанию, было действительно большим потенциалом его инструмента, является тем более трагичной. Для Билла Эванса и Пола Мотиана, которые так тесно сотрудничали со Скоттом на протяжении последних двух лет, это была двойная потеря - друга и жизненно важного коллеги-музыканта.

Я попросил Билла написать несколько слов о Скотте и их сотрудничестве, чтобы напечатать их в этом разделе. Он попытался, но, как не удивительно, обнаружил, что просто не может. Слыша это трио бесчисленное количество раз и руководя тремя сессиями их записи, я очень хорошо знаю о сильной, необычной и богатой творческой взаимосвязи между Эвансом и ЛаФаро, и о том, как они стимулировали, бросали вызов и помогали друг другу в развитии подхода, который они считали гораздо более полезным, чем обычный "ведущий голос плюс два ритма" большинства джазовых фортепианных трио.

Я знаю, что участие в Vanguard в целом принесло группе большое музыкальное удовлетворение и что все они были довольны общими результатами последнего дня записи. Когда мы собирали этот альбом, на предпочтения Билла повлияло желание подчеркнуть вклад Скотта, но я не думаю, что чувства помешали суждениям. Альбом получился таким, что может стать достойной памятью о короткой карьере талантливого басиста. Билл сказал, что хотел бы считать его "посвященным" Скотту от его имени. Я бы предпочел сказать, что эта пластинка может служить постоянным напоминанием не только о том, как сильно, но и почему Скотта ЛаФаро будет глубоко не хватать Биллу Эвансу, да и всем, кто когда-либо слышал его игру.

Sunday At The Village Vanguard
Sunday At The Village Vanguard

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!