США и Украина разрабатывают новую стратегию боевых действий на 2024 год, пишет NYT. Киев выступает за дальнейшее наступление, а вот Вашингтон советует удерживать уже имеющиеся территории и копить силы: такой помощи, как раньше, Запад уже не предоставит.
Президент Владимир Зеленский прибыл в Вашингтон в критический момент как для положения на поле боя, так и для ситуации на Капитолийском холме.
Американское и украинское военное руководство находится в поисках новой стратегии, к осуществлению которой они могут приступить в начале будущего года. Они хотят улучшить положение Украины и возродить поддержку этой страны, ведущей боевые действия против России. Об этом сообщают американские и украинские официальные лица.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Требования разработать новые подходы появились в связи с тем, что длившееся несколько месяцев киевское контрнаступление не достигло своих целей, и ВСУ не удалось вернуть территории, занятые российской армией. Эти усилия сопровождались многочисленными и зачастую напряженными дискуссиями между высшим американским руководством и его украинскими партнерами.
В понедельник Владимир Зеленский прибыл в Вашингтон для проведения поспешно организованных встреч с президентом Байденом и конгрессменами, на которых будут обсуждаться дальнейшие действия. Два руководителя в этот критический момент попытаются продемонстрировать солидарность и укрепить поддержку Украины – как на поле боя, так и на Капитолийском холме.
На фоне неудач ВСУ стремление республиканцев и дальше оказывать финансовую помощь Киеву ослабло. Некоторые высокопоставленные американские руководители даже выражают обеспокоенность. По их словам, если в будущем году конфликт зайдет в длительный тупик, президент России Владимир Путин получит преимущество.
"Мы не можем позволить Путину победить, – сказал на прошлой неделе Байден, призывая конгресс утвердить новый пакет финансовой помощи Украине. – Это в полной мере соответствует нашим собственным национальным интересам и международным интересам всех наших друзей. Любое ослабление наших возможностей по снабжению Украины явно усиливает позиции Путина".
После неудачного наступления на Киев в 2022 году российская армия переломила ход вооруженного конфликта и сегодня восстанавливает свою боевую мощь. У Москвы сегодня больше живой силы, боеприпасов и ракет. По словам американских представителей, она увеличила свое превосходство в огневой мощи за счет крупного парка боевых беспилотников, значительную часть которых поставил Иран (Минобороны РФ эти заявления не подтверждает – прим. ИноСМИ).
Соединенные Штаты активизируют работу советников, которые сегодня находятся в личном контакте с украинскими военными, и направят в Киев трехзвездного генерала, чтобы он проводил значительную часть времени в войсках. Американские и украинские военные надеются, что в следующем месяце им удастся проработать детали новой стратегии в ходе военных игр, которые должны пройти в немецком Висбадене.
Вашингтон настаивает на осторожной стратегии сдерживания, которая будет строиться на удержании украинских территорий, укреплении оборонительных позиций и создании резервов живой силы и техники в течение предстоящего года. Киев же хочет пойти в наступление, либо непосредственно на местности, либо наносить удары большой дальности, чтобы привлечь внимание всего мира.
Ставки огромны. В США говорят, что если не будет новой стратегии и дополнительного финансирования, Украина может потерпеть поражение в этом конфликте. Утверждается, что Путин сделал ставку на ослабление американской помощи. В Вашингтоне указывают на его недавние заявления о том, что если у Украины закончатся поставляемые НАТО боеприпасы, русские одержат победу в считанные дни.
Соединенные Штаты оказывают Украине колоссальную военную и экономическую помощь, сумма которой в прошедшие два года составила более 111 миллиардов долларов. Но сегодня значительная часть республиканцев заявляет, что они против дальнейших трат. Другие же хотят для начала ознакомиться с новой стратегией, а уже потом проводить голосование о выделении дополнительных средств.
Многие украинские руководители не понимают, насколько сомнительно дальнейшее американское финансирование Киева. По словам американских официальных лиц, у этих украинских генералов и высокопоставленных гражданских чиновников нереалистичные надежды на то, что могут поставить ВСУ Соединенные Штаты. Например, они просят миллионы артиллерийских снарядов из западных запасов, которых не существует.
Американские руководители говорят, что украинцам придется продолжать боевые действия, затянув пояса.
Некоторые военачальники из США хотят, чтобы Украина придерживалась стратегии "удерживай и наращивай", которая предусматривает удержание украинской территории и наращивание в 2024 году возможностей по производству вооружений. В Вашингтоне полагают, что такой подход поможет повысить самодостаточность Киева и даст ему возможность отразить любое российское наступление.
Цель состоит в том, чтобы создать достаточно убедительную угрозу и принудить Россию к содержательным переговорам в конце следующего года или в 2025 году.
В то же время, украинские руководители размышляют о стратегии, в основе которой лежат успешные удары большой дальности по Крыму, осуществленные ВСУ прошлой осенью. Они ищут новые возможности, чтобы вывести Россию из равновесия ударами по оружейным заводам, складам вооружений и железнодорожным путям, по которым перевозятся боеприпасы. Они хотят одерживать символические победы. Один бывший высокопоставленный украинский военный отказался обсуждать выдвинутые предложения, однако сообщил, что новый план прорабатывается и является "очень дерзким".
Американские официальные лица говорят, что если не изменить стратегию, 2024 год будет похож на 1916-й – самый смертоносный за всю Первую мировую войну. Тогда тысячи молодых людей погибли, а линия фронта изменилась очень несущественно.
Украинские госпитали уже переполнены ранеными. Во время контрнаступления эвакуационные машины для перевозки раненых сновали взад-вперед между фронтом и лечебными учреждениями. Украина не публикует официальные данные о потерях, но они огромны, и это признают руководители в Киеве.
Контрнаступление 2023 года основывалось на перестройке украинской армии по образу и подобию американской. По словам критиков, такой подход Соединенные Штаты использовали неоднократно – во Вьетнаме, Ираке, Афганистане – и в основном безуспешно.
Но есть также некоторые признаки компромиссов. Высокопоставленные американские руководители говорят, что готовы выслушать некоторые свежие украинские идеи. По их словам, украинские удары по Крыму этой осенью оказались губительными для России, и это стало светлым пятном на фоне в целом неудачного контрнаступления. Американские стратеги полагают, что в будущем году украинцы сумеют развить этот успех, даже если большую часть энергии потратят на восстановление армии.
Генерал Кристофер Каволи (Christopher G. Cavoli), главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, сегодня намного активнее проводит консультации с украинскими руководителями.
Пентагон также решил, что генерал-лейтенант Антонио Агуто-младший (Antonio A. Aguto Jr.), который осуществляет общее руководство направляемой на Украину помощью с военной базы в Германии, должен проводить больше времени в Киеве. Генерал Агуто будет работать напрямую с украинским военным командованием, чтобы рекомендации, которыми делятся Соединенные Штаты, были более адекватными.
Белый дом решил, что американские военные советники не должны находиться на Украине постоянно, но частые поездки генерала Агуто в Киев свидетельствуют о том, что это ограничение может быть снято.
Сражение за Работино стало символом угасших надежд на украинское контрнаступление.
В августе обученные американцами механизированные подразделения подошли к этому небольшому селу. До этого они потратили несколько месяцев на то, чтобы продвинуться на несколько километров к его окраине. К концу августа украинское руководство заявило о захвате этого селения, находящегося примерно в 80 километрах от южного украинского побережья (в Минобороны РФ эту информацию не подтверждают – прим. ИноСМИ).
Американские и украинские руководители заявляли, что это маленькая, но очень существенная победа. По их словам, она позволит ВСУ смогут пробить брешь в российской обороне и дойти до Черного моря, перерезав пути снабжения противника.
Вашингтонские чиновники говорили, что украинцы почти прорвали первый эшелон российской обороны и теперь пойдут вперед, проверяя на прочность остальные оборонительные линии.
Однако российская оборона оказалась сильнее, чем думали Соединенные Штаты. А сражение под Работино не привело к победе, а превратилось в кровопролитную и изнурительную мясорубку.
47-я бригада – одна из девяти, обученных американцами. Она понесла огромные потери. Множество солдат погибло и получило ранения. Предоставленные ей боевые машины пехоты "Брэдли", а также БТР "Страйкер" и немецкие танки "Леопард" из состава других частей были уничтожены. В социальных сетях можно увидеть видеозаписи дымящихся обломков бронетехники и многочисленные трупы украинцев.
Само село лежит в руинах. На сделанных летом спутниковых снимках виден лунный ландшафт с многочисленными воронками.
Приближается зима, а украинские войска по-прежнему прижаты к окраине Работино. У них мало надежд на прорыв следующей линии российской обороны.
Соединенные Штаты и их союзники потратили миллионы, чтобы отправить на Украину танки и прочую бронетехнику, а также научить вновь сформированные части и подразделения современной военной тактике. Но несмотря на огромные усилия ВСУ в летнее и осеннее время, российским войскам в основном удается удерживать почти 20% занятой ими территории.
За три месяца американские военные и их союзники подготовили девять бригад и обучили 36 тысяч украинских военнослужащих основам маневренной войны. Теория, которую продвигают стратеги из США, гласит: только мощной силой можно пробить укрепленную российскую оборону и вернуть южное побережье.
Но пока Соединенные Штаты учили украинцев пользоваться своим оружием, русские окапывались и готовились к предстоящим боям.
Американские и украинские стратеги не сразу поняли, насколько русские укрепили свои оборонительные позиции. Проходившие подготовку в Германии солдаты ВСУ учились взламывать гораздо менее мощные линии защиты.
Глубоко эшелонированная российская обороны защищена такими плотными минными полями, каких мы не видели со времен Корейской войны. Это старый тактический прием, но благодаря ему русские сумели замедлить, а потом и вовсе остановить продвижение украинской армии. А применение Россией многообразных беспилотных летательных аппаратов, в том числе, коммерческих дронов китайского производства, коренным образом изменило характер маневренной войны с использованием механизированных подразделений.
В прошлом прорывы на линии фронта можно было расширять, вводя в образовавшиеся бреши войска, которые получали преимущества еще до того, как противник мог отреагировать. Сейчас, когда поле боя почти постоянно находится под наблюдением, сторонам трудно развивать успех, оставаясь незамеченными. Наступающих всегда можно остановить огнем артиллерии или контратакой.
Российские беспилотники нарушают связь между находящимися на линии фронта войсками и командными пунктами. Другие дроны занимаются поиском украинских групп разминирования, на уничтожение которых высылаются российские ударные вертолеты.
Проблемы ВСУ усугубляются острыми разногласиями между украинскими и американскими генералами в вопросе о том, как и где применять новые механизированные части. Украинские руководители, в том числе, Зеленский, пришли к выводу, что восточная часть страны является самым важным театром военных действий, потому что именно там сосредоточили свои усилия российские войска.
Но Вашингтон считает, что восток, включая Донбасс, в плане стратегии менее важен, чем южное побережье.
Американцы хотели, чтобы украинцы сосредоточились на юге, чтобы они захватили или создали угрозу узкой полоске земли между Крымом и российской границей. Украинское же командование считало, что оборона там слишком мощная, и прорвать ее не удастся, а продвижение по минным полям приведет к огромным потерям.
В итоге Киев поделил свои силы между востоком и югом, отказавшись придерживаться одного направления главного удара. И вместо решительного прорыва возникла мучительная патовая ситуация.
Украинское военное командование считает ожидания американцев нереалистичными, особенно с учетом того, что у ВСУ нет авиации для прикрытия подразделений сухопутных войск.
"Провал контрнаступления объясняется множеством причин, но критические высказывания украинцев имеют определенные основания, – сказал научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Эрик Чарамелла (Eric Ciaramella). – Были своего рода завышенные коллективные ожидания".
Кампания 2023 года провалилась не полностью. Американские руководители указывают на то, что Украине удалось нанести успешные и разрушительные удары по российскому Черноморскому флоту, а также по центрам военного управления в Крыму.
Некоторые официальные лица заявляют, что Украина, не имея флота, одержала крупную победу на море.
Британскими ракетами большой дальности Storm Shadow удалось нанести значительный ущерб объектам в Крыму. 22 сентября залповым пуском таких ракет был нанесен удар по штабу Черноморского флота в Севастополе. Спустя несколько дней Россия вывела часть своего флота из Крыма (Минобороны РФ эту информацию официально не подтверждает – прим. ИноСМИ).
Эти действия позволили Украине возобновить экспорт зерна из Одессы и сохранить некоторые морские пути. Это была важная победа, но она никоим образом не изменила общий ход военных действий и не позволила Украине вернуть хотя бы какие-то территории.
На прошлой неделе американские военачальники, в том числе, генерал Каволи и генерал Агуто, встретились в штабе европейского командования ВС США в немецком Висбадене с двумя высокопоставленными украинскими руководителями, чтобы обсудить общие контуры стратегии на предстоящий год.
Ни на Украине, ни в США подробности американские, ни украинские представители не раскрывают подробности состоявшейся беседы и детали нового плана не раскрываются. Но каким бы ни было итоговое соглашение, очень важно изменить динамику. Чем дольше длится этот конфликт и чем больше его считают тупиковым, тем труднее будет получать дополнительное американское финансирование, говорят аналитики.
"Думаю, значимость американской помощи невозможно переоценить, – сказала научная сотрудница Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) Андреа Кендолл-Тейлор (Andrea Kendall-Taylor). – Если помощь будет прекращена, военные действия в перспективе примут совершенно иной оборот".
По словам американских руководителей, Киеву для достижения победы не нужно возвращать все 20% утраченных территорий.
Нескольких стратегических и символических побед вкупе с усилением обороны и созданием отечественной базы для наращивания производства оружия будет вполне достаточно чтобы укрепить позиции Украины к тому моменту, когда неизбежно возобновятся призывы начать мирные переговоры и прекратить военные действия.
Американские представители пытаются подготовить украинцев к следующему году. Они говорят им, что какие бы объемы помощи ни утвердил конгресс, эта помощь все равно будет меньше в сравнении с тем, что Вашингтон передал Киеву за первые два года конфликта.
"Им надо действовать умно и эффективно, – заявил старший научный сотрудник российско-евразийской программы Майкл Кофман (Michael Kofman), работающий в Фонде Карнеги за международный мир* и недавно посетивший Украину. – Если Украина и Запад сделают правильные инвестиции в рамках долгосрочной стратегии Киев сможет восстановить свои преимущества".
Авторы статьи: Джулиан Барнс (Julian E. Barnes), Эрик Шмитт (Eric Schmitt), Дэвид Сангер (David E. Sanger), Томас Гиббонс-Нефф (Thomas Gibbons-Neff)
* организация, выполняющая функции иностранного агента