Русский художник Фёдор Яковлевич Алексеев (годы жизни 1753-1824), современники которого называли его «Русским Каналетто», по праву считается одним из крупнейших мастеров так называемой русской ведуты - изображения повседневной жизни.
Фёдор Алексеев во время учебы в Академии Художеств получил золотую медаль, а также возможность отправиться в Венецию (Италия). Именно там вне программы своего обучения он тщательно изучал пейзажи таких живописцев, как Каналетто (годы жизни 1697-1768), Франческо Гварди (годы жизни 1712-1793) и гравюры Джованни Пиранези (годы жизни 1720-1778), чем вызвал гневное недовольство начальства. Его принудили работать декоратором при театральном училище. Но благодаря великолепному копированию работ Каналетто, Бернардо Беллотто (годы жизни 1722-1780) и других многих известных художников, он приобрёл огромный успех и звучное прозвище «Русский Каналетто».
Наиболее известные его работы, были написаны в последнем десятилетии XVIII века: «Вид Петропавловской Крепости и Дворцовой Набережной» и «Вид Дворцовой Набережной от Петропавловской Крепости». На этих полотнах, в соответствии с законами жанра, Фёдор Алексеев создаёт образ гармоничного, величественного и очень красивого города.
Данные картины были высоко оценены, и в 1794 году Алексеев получает звание академика. Затем, уже признанный живописец, едет в Крым и на близлежащие к нему территории, там он пишет замечательные пейзажи («Площадь в Николаеве», «Вид Города Николаева» и многие другие).
В начале XIX столетия, по повелению Всероссийского императора Павла I (годы жизни 1754-1801), Алексеев пишет ряд картин с видами Москвы. Цикл полотен отличается высокой реалистичностью и достоверностью, в результате чего привлекает к художнику множество новых заказчиков.
Получив широкую известность, Фёдор Алексеев получает возможность вернуться к интересующей его теме Петербурга. Но теперь его манят не только здания и сооружения, а жизнь, которая кипит среди них. Город стал фоном для шума улиц. Известные картины того периода: «Вид на Стрелку Васильевского Острова от Петропавловской Крепости», «Вид Английской Набережной со Стороны Васильевского Острова», «Вид Казанского Собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую Набережную от Первого Кадетского Корпуса».
Постепенно популярность уже стареющего живописца сходит на нет. Фёдор Алексеев умер 23 ноября 1824 года в такой бедности, что Академии Художеств пришлось выдать его вдове деньги на погребение.
1 картина. «Северная Сторона Красной Площади»
- Год создания: 1802
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: нет данных
2 картина. «Вид Города Николаева»
- Год создания: 1799
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
3 картина. «Иллюминация на Соборной Площади по Случаю Коронации Александра I»
- Год создания: 1802
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: нет данных
4 картина. «Вид от Спасских Ворот»
- Год создания: 1800
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: нет данных
5 картина. «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской Крепости»
- Год создания: 1810
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
6 картина. «Коломенское»
- Год создания: 1805
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
На данном полотне Фёдора Алексеева под названием «Коломенское» изображено подмосковное село, бывшее ранее царской резиденцией. Коломенское славится своей богатой историей. По приказу великого князя владимирского и московского Василия III (годы жизни 1479-1533) там была построена Церковь Воскресения, широко известная даже за пределами села. В 1825 году на его территории был отстроен Екатерининский Дворец. Именно эту часть села и решил запечатлеть на своём полотне Алексеев.
На переднем плане творения художник изобразил небыструю речку с пересекающим её деревянным мостиком. Привязанная лодка, качаясь на волнах, кажется очень утлой. На полотне отображена поздняя весна или начало лета. Холм справа ярко зеленеет молодой травой. Из-за рощицы видны Церковь Вознесения и Екатерининский Дворец. Центральным элементом заднего плана картины является огромная башня Церкви Господнего Вознесения.
7 картина. «Вид Москвы. Воспитательный Дом»
- Год создания: 1800
- Размеры: 82,3 х 102 сантиметра
- Место нахождения: Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
8 картина. «Троицкий Монастырь и Сергиева Лавра»
- Год создания: 1800
- Размеры: нет данных
- Место нахождения: Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
9 картина. «Красная Площадь в Москве»
- Год создания: 1801
- Размеры: 81,3 х 110,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
В 1801 году император Павел I, высоко ценивший художественный талант Алексеева, повелел ему написать картины с видами Москвы. Для этого живописец тщательно ознакомился с жизнью большого города и его жителей, привычками и обычаями москвичей, с достопримечательностями первопрестольной столицы. Из этого интереснейшего знакомства мастер вынес столько интересного и замечательного, что впоследствии написал целый цикл картин, посвященных Москве и её окрестностям того времени.
Красная Площадь – краса и гордость Москвы – столицы России. На данной картине автор с доскональным реализмом описывает постройки, расположенные на площади. В центре композиции находится основная достопримечательность Москвы и символ Руси – Собор Василия Блаженного. Возвышаясь над площадью, он словно благословляет людей, собравшихся на историческом месте, на добро и славу.