Найти тему
Alterlit Creative Group™

Пара жуликов из СССР, или Злобная отрыжка формализма

Игорь Фунт рассказывает о фильме «Пять процентов» режиссера Дмитрия Светозарова.

Фильм «Пять процентов» 2023, 18+. Россия

Жанр: комедия

Слоганы: «Тайная жизнь классика. Шедевры в кладовке». Или: «Украл ты у меня славу, Николаша, украл…». Или: «Если тебя нет в Инете, — то тебя не существует».

Режиссёр: Дмитрий Светозаров

Сценарий: Дмитрий Светозаров

Продюсеры: Дмитрий Светозаров, Андрей Сигле, Екатерина Борисова

Оператор: Глеб Климов

Композитор: Андрей Сигле

В главных ролях: Юрий Стоянов, Виктор Сухоруков, Юрий Ицков, Ирина Цветкова, Анна Захарова, Николай Смирнов, Владимир Кутейников

«Это гениально! Бэкон и рядом не валялся!» Фраза из фильма

Что ж, фильм из разряда, не побоюсь этого слова — шекспировских трагикомедий, — заставляющих сонную публику просыпаться-вздрагивать, сопереживать, смеяться и плакать вместе с героями произведений. Заинтересованно вовлекаясь в суть театральных мизансцен — потому что: честно. Правдиво. Потому что — действо играют люди, будто из твоего района, подъезда, живущие рядом. Плюс — прекрасный актёрский состав.

Этой вот своей непосредственностью одновременно с профессионализмом исполнения «5 %» зашли мне так, что уже который день после просмотра я с удовольствием вспоминаю и сюжет, и артистов, и какофонию событий, в момент перевернувших мой зрительский мир с ног на голову. С партера — на балкон, и наоборот. Отпечатавшись в сознании приятным всполохом счастья.

Но приступим…

-2

Палёный бренди запивается кефиром…

Художник, так же, как поэт

Сюжет в себе переживает,

Он оставляет в душах след

Хоть о последствиях не знает. В.Амелин

Это четверостишье, видимо, любимое, обожает повторять главный герой киноленты — Николай Фомич Ферапонтов. Сразу скажем, без обиняков, — жулик от «просветителей художеств» ещё тот. В смысле — «тот» — ещё со времён СССР.

Отвлёкшись, добавим, что Ю.Стоянов, исполняющий роль Ферапонтова, великолепен как всегда — во все века! — вопросов нет. Работает на сцене круто. Незабываемо. Свежо. Несмотря на «хрустяще»-чавкающие зубопротезы в стакане (шутка).

По сюжету он — отставной одиночка-алкоголик, запивающий палёный коньяк кефиром.

Из Академии художеств — выперли. ХудФонд, где он числился «членом», накрылся медным тазом. За арендованную студию денег нема. Творческих заказов — нету — голяк в натуре! Да он и, чессговоря, ваще разучился ваять, рисовать, созидать — в абсолютном значении слова. Только… — врать. Лишь льстиво-лживо клянчить в магазе бухло и — занимать на него бабки под любым предлогом.

Юрий Николаевич Стоянов — ессно — гений полуночных перспектив алкоголизма. Экранного алкоголизма, присовокупим.

Образы пьяниц у Стоянова — супер-пупер фишка последних лет. Ну, если не помянуть его «вампиров средней полосы» — там другое. А так — и «Трепачи», и «Гости из прошлого», и «У людей так бывает» — вполне себе крутые «трезвые» работы нетрезвых протагонистов.

Тут ещё внучка Авдотья пришаливает — вымогает у деда последние копейки. Он и даёт, и даёт… И сын — пьянь. Аферист. Пройдоха. [Весь в отца, кстати, — шепнём по секрету.]

В свободное время (а оно у него свободно всегда, — ну, разве кроме выпивки) Ферапонтов разглядывает тёртые до дыр диафильмы о прекрасной светлой социалистическо-застойной жизни. Где даже с Брежневым, бывало, ручковался, — наверно, неплохие харчи жевал тогда Фомич-то... Нехилыми, скажем так, подачками-то с барского плеча — потчевался… Будучи солидным академическим преподом.

По фильму лишний раз убеждаешься: Стоянов — блестящий трагикомический артист. Ему под силу любая видимая (и невидимая тоже) — театральная, и не только, эмоция. Также underline purpose — подсмысловая нагрузка образа, произнесём по киношно-преподавательски.

-3

Последний из могикан

Вообще суть картины завязывается с того, что старик Ферапонтов получает крайне нежелательный (для себя) заказ от реальных бандюков — на изготовление памятника усопшему «не вовремя» братану-Коляну. Типа надо зафигачить статую для кладбища — ещё и на фоне мерседеса к тому же.

Собственно, Колян — это какой-то вшивый урка с ч/б фотографии из отдела полиции: её и вручила Ферапонтову братва. Дескать, на: ваяй стату́ю, старый хрен-архитектор. Да побыстрей! Иначе…

Ферапонтов спрашивает их: а почему меня-то просите, уважаемые?..

Отвечают: так ты вроде как легенда скульптурно-ваятельного творчества. И все бюсты карлов-марксов и с «веслом бабы» — твои шедевры, да?

Да — с понтом огрызается Фомич. И… берёт заказ. [Который не может сварганить физически — элементарно забыл, как надо «ваять».]

Ну, аванс получен. Срок на исполнение — месяц.

Дураку ясно — $капуста ушла исключительно по предназначению — за долги и вожделенно-булькающую тару.

-4

Почётный гражданин посёлка Воблино

Судя по художнической студии-мастерской Ферапонтова — он типа реалист-монументалист советского извода. Кругом сплошные стату́и-бюсты героев труда, ленинов-чемберленов — в обнимку с девушками без вёсел и с.

Увертюра разыгрывается вовсе туманно-расплывчато — о какой эпохе идёт речь? Стоянов-Ферапонтов — нетвёрдо вышагивает в коммунистических шапке-дублёнке (у меня такие же были в СССР). Интерьеры — затасканные: наши, родные-русские. Застойные.

И только чуть позже, по припаркованным тачкам, по палёному бренди да одёже пробегающего мимо молодняка с айфонами — становится ясно, где мы, зрители, находимся. Тута находимся — прямщас.

И вот…

-5

Жил-жил, и вдруг оказывается, что ты гений!

К нему в студию наведывается журналист — вроде как брать интервью.

Сюжет закручивается в плотную сырную косичку экшн-действа. Где корреспондент вдруг откапывает у старика в кладовке «древние» пыльные произведения искусства.

После восхищённого вскрика «это ж миллионы стоит!» ­— Фомич вздрогнул. [Полотна принадлежали приятелю — Косте Крохину, давно ушедшему.] Ну, ничтоже сумняшеся, Ферапонтов приписал авторство себе.

И вот уже рядом с именами супрематиста Малевича, авангардиста Филонова и конструктивиста Татлина по ТВ показывают… Возникший из преисподней лик товарища Ферапонтова.

Каскадом помчались телевстречи, приглашения, вечера с шампанским и без. Статьи в Газете.ру. Откуда-то пришла мечта о домике в деревне, поездке на Святую землю. Мало того, дело дошло до самых известных мировых аукционов…

Николай Фомич всё равно ходит-побирается. Обещания, телевизионные посулы  явно не греют. Денег-то — пока нету! Но…

-6

Как соцреализм перерос в абстракционизм

По воле судьбы и продюсеров пришлось ехать на выставку в Израиль. Где он встречает… «умершего» в кавычках художника Крохина (актёр В.Сухоруков). В свою бытность чисто по криминалу свалившего из СССР от долгов-обязательств, — подделав документы с личными данными. Тогда с этим было просто.

Дело принимало странный оборот. Крохин просил с него долю — в половину заработанного от бьеннале и продажи коллекции.

Приехав домой, Фомич наведался к своей бывшей сто лет назад супружнице… За советом. Ну, та и посоветовала, блин… Не забыв попросить долевич с намечающейся прибыли.

Ведь что может быть проще — порекомендовать-накаркать… Убрать конкурента со своего пути! Н-да-с… Тут и начинается — де-тек-тив-чик-с.

И кстати… Картины-то те — были отнюдь не Крохина…. И краски на них — са-а-а-а-всем из другой эпохи.

В опщем, когда Ферапонтов-Стоянов по концовке заревел натужно, прегорько-горько — я выл, плакал от безысходности вместе с ним. От безнадёги. Вселенских лжи, подстав. И — несправедливостей.

В свою очередь, я с того времени (времени просмотра фильма) — тоже запиваю палёный бренди: кефиром.

Этот и другие обзоры на сайте Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.