Игорь Фунт рассказывает о фильме «Пять процентов» режиссера Дмитрия Светозарова.
Фильм «Пять процентов» 2023, 18+. Россия
Жанр: комедия
Слоганы: «Тайная жизнь классика. Шедевры в кладовке». Или: «Украл ты у меня славу, Николаша, украл…». Или: «Если тебя нет в Инете, — то тебя не существует».
Режиссёр: Дмитрий Светозаров
Сценарий: Дмитрий Светозаров
Продюсеры: Дмитрий Светозаров, Андрей Сигле, Екатерина Борисова
Оператор: Глеб Климов
Композитор: Андрей Сигле
В главных ролях: Юрий Стоянов, Виктор Сухоруков, Юрий Ицков, Ирина Цветкова, Анна Захарова, Николай Смирнов, Владимир Кутейников
«Это гениально! Бэкон и рядом не валялся!» Фраза из фильма
Что ж, фильм из разряда, не побоюсь этого слова — шекспировских трагикомедий, — заставляющих сонную публику просыпаться-вздрагивать, сопереживать, смеяться и плакать вместе с героями произведений. Заинтересованно вовлекаясь в суть театральных мизансцен — потому что: честно. Правдиво. Потому что — действо играют люди, будто из твоего района, подъезда, живущие рядом. Плюс — прекрасный актёрский состав.
Этой вот своей непосредственностью одновременно с профессионализмом исполнения «5 %» зашли мне так, что уже который день после просмотра я с удовольствием вспоминаю и сюжет, и артистов, и какофонию событий, в момент перевернувших мой зрительский мир с ног на голову. С партера — на балкон, и наоборот. Отпечатавшись в сознании приятным всполохом счастья.
Но приступим…
Палёный бренди запивается кефиром…
Художник, так же, как поэт
Сюжет в себе переживает,
Он оставляет в душах след
Хоть о последствиях не знает. В.Амелин
Это четверостишье, видимо, любимое, обожает повторять главный герой киноленты — Николай Фомич Ферапонтов. Сразу скажем, без обиняков, — жулик от «просветителей художеств» ещё тот. В смысле — «тот» — ещё со времён СССР.
Отвлёкшись, добавим, что Ю.Стоянов, исполняющий роль Ферапонтова, великолепен как всегда — во все века! — вопросов нет. Работает на сцене круто. Незабываемо. Свежо. Несмотря на «хрустяще»-чавкающие зубопротезы в стакане (шутка).
По сюжету он — отставной одиночка-алкоголик, запивающий палёный коньяк кефиром.
Из Академии художеств — выперли. ХудФонд, где он числился «членом», накрылся медным тазом. За арендованную студию денег нема. Творческих заказов — нету — голяк в натуре! Да он и, чессговоря, ваще разучился ваять, рисовать, созидать — в абсолютном значении слова. Только… — врать. Лишь льстиво-лживо клянчить в магазе бухло и — занимать на него бабки под любым предлогом.
Юрий Николаевич Стоянов — ессно — гений полуночных перспектив алкоголизма. Экранного алкоголизма, присовокупим.
Образы пьяниц у Стоянова — супер-пупер фишка последних лет. Ну, если не помянуть его «вампиров средней полосы» — там другое. А так — и «Трепачи», и «Гости из прошлого», и «У людей так бывает» — вполне себе крутые «трезвые» работы нетрезвых протагонистов.
Тут ещё внучка Авдотья пришаливает — вымогает у деда последние копейки. Он и даёт, и даёт… И сын — пьянь. Аферист. Пройдоха. [Весь в отца, кстати, — шепнём по секрету.]
В свободное время (а оно у него свободно всегда, — ну, разве кроме выпивки) Ферапонтов разглядывает тёртые до дыр диафильмы о прекрасной светлой социалистическо-застойной жизни. Где даже с Брежневым, бывало, ручковался, — наверно, неплохие харчи жевал тогда Фомич-то... Нехилыми, скажем так, подачками-то с барского плеча — потчевался… Будучи солидным академическим преподом.
По фильму лишний раз убеждаешься: Стоянов — блестящий трагикомический артист. Ему под силу любая видимая (и невидимая тоже) — театральная, и не только, эмоция. Также underline purpose — подсмысловая нагрузка образа, произнесём по киношно-преподавательски.
Последний из могикан
Вообще суть картины завязывается с того, что старик Ферапонтов получает крайне нежелательный (для себя) заказ от реальных бандюков — на изготовление памятника усопшему «не вовремя» братану-Коляну. Типа надо зафигачить статую для кладбища — ещё и на фоне мерседеса к тому же.
Собственно, Колян — это какой-то вшивый урка с ч/б фотографии из отдела полиции: её и вручила Ферапонтову братва. Дескать, на: ваяй стату́ю, старый хрен-архитектор. Да побыстрей! Иначе…
Ферапонтов спрашивает их: а почему меня-то просите, уважаемые?..
Отвечают: так ты вроде как легенда скульптурно-ваятельного творчества. И все бюсты карлов-марксов и с «веслом бабы» — твои шедевры, да?
Да — с понтом огрызается Фомич. И… берёт заказ. [Который не может сварганить физически — элементарно забыл, как надо «ваять».]
Ну, аванс получен. Срок на исполнение — месяц.
Дураку ясно — $капуста ушла исключительно по предназначению — за долги и вожделенно-булькающую тару.
Почётный гражданин посёлка Воблино
Судя по художнической студии-мастерской Ферапонтова — он типа реалист-монументалист советского извода. Кругом сплошные стату́и-бюсты героев труда, ленинов-чемберленов — в обнимку с девушками без вёсел и с.
Увертюра разыгрывается вовсе туманно-расплывчато — о какой эпохе идёт речь? Стоянов-Ферапонтов — нетвёрдо вышагивает в коммунистических шапке-дублёнке (у меня такие же были в СССР). Интерьеры — затасканные: наши, родные-русские. Застойные.
И только чуть позже, по припаркованным тачкам, по палёному бренди да одёже пробегающего мимо молодняка с айфонами — становится ясно, где мы, зрители, находимся. Тута находимся — прямщас.
И вот…
Жил-жил, и вдруг оказывается, что ты гений!
К нему в студию наведывается журналист — вроде как брать интервью.
Сюжет закручивается в плотную сырную косичку экшн-действа. Где корреспондент вдруг откапывает у старика в кладовке «древние» пыльные произведения искусства.
После восхищённого вскрика «это ж миллионы стоит!» — Фомич вздрогнул. [Полотна принадлежали приятелю — Косте Крохину, давно ушедшему.] Ну, ничтоже сумняшеся, Ферапонтов приписал авторство себе.
И вот уже рядом с именами супрематиста Малевича, авангардиста Филонова и конструктивиста Татлина по ТВ показывают… Возникший из преисподней лик товарища Ферапонтова.
Каскадом помчались телевстречи, приглашения, вечера с шампанским и без. Статьи в Газете.ру. Откуда-то пришла мечта о домике в деревне, поездке на Святую землю. Мало того, дело дошло до самых известных мировых аукционов…
Николай Фомич всё равно ходит-побирается. Обещания, телевизионные посулы явно не греют. Денег-то — пока нету! Но…
Как соцреализм перерос в абстракционизм
По воле судьбы и продюсеров пришлось ехать на выставку в Израиль. Где он встречает… «умершего» в кавычках художника Крохина (актёр В.Сухоруков). В свою бытность чисто по криминалу свалившего из СССР от долгов-обязательств, — подделав документы с личными данными. Тогда с этим было просто.
Дело принимало странный оборот. Крохин просил с него долю — в половину заработанного от бьеннале и продажи коллекции.
Приехав домой, Фомич наведался к своей бывшей сто лет назад супружнице… За советом. Ну, та и посоветовала, блин… Не забыв попросить долевич с намечающейся прибыли.
Ведь что может быть проще — порекомендовать-накаркать… Убрать конкурента со своего пути! Н-да-с… Тут и начинается — де-тек-тив-чик-с.
И кстати… Картины-то те — были отнюдь не Крохина…. И краски на них — са-а-а-а-всем из другой эпохи.
В опщем, когда Ферапонтов-Стоянов по концовке заревел натужно, прегорько-горько — я выл, плакал от безысходности вместе с ним. От безнадёги. Вселенских лжи, подстав. И — несправедливостей.
В свою очередь, я с того времени (времени просмотра фильма) — тоже запиваю палёный бренди: кефиром.
Этот и другие обзоры на сайте Альтерлит
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.