Найти тему
Кухонные посиделки2

Как наши подвинули финнов и стали жить спокойно




Ой, чего я вам расскажу-то... Предупреждаю сразу, пост сегодня нетипичный. Но вдруг кому интересно будет.

Итак, занесло меня сегодня по работе на завод. Тот, который бывший Nokian. А теперь — икона. В смысле Ikon. Я уже давно хихикала, что название прямо для самых наших шин. Мало того, что почти на каждой торпеде страны иконки висят, даже у мусульман, так еще и шины с таким названием, ну да ладно. Вот рассказываю о своих впечатлениях и о том, что узнала (надеюсь, что «Сделано у нас» не обидится, что я его хлеб отбираю, но я разово).

Сказ о том, как завод Nokian стал «Татнефтью» и что из этого получается. Для начала этому заводу круто повезло. Потому что в непосредственном руководстве не было экспатов. То есть иностранцев, которые сидели и рулили процессом. В основном иностранцы сюда приезжали, снимали прибыль и активно контролировали процессы. Но делали все наши.

И когда в марте 2022 года стало понятно, что западных хозяев в России не будет, руководство завода стало активно готовиться к работе в автономке.

Торговые марки отжать, конечно, не удалось, но вот рецептуры и технологии — вполне. Исключением стали шипы. Они там какой-то очень хитрой формы были. А стали, кстати, еще более хитрой. Журналистов в цех, где устанавливают шипы, вообще не пустили. Сказали, что секретная информация.

В целом, пришлось спешно организовывать свой отдел разработок. И для него умудрились вытащить из Европы россиян, которые работали на подобных производствах. Как им это удалось — опять же, не открывается. Но порадовало.

Производство на заводе снизилось в два раза. Но это и понятно. Когда я была на этом заводе три года назад, рассказывали, что огромное количество продукции уходило в Европу. И немного даже в США.

Да, интересный факт. Производство финнам в Штатах ставили наши специалисты из Всеволожска. В США тоже есть такой завод. Правда, выпускает он шины под классическими американскими брендами. Американцы не знают европейских марок. Да и завод небольшой — всего на 4 млн шин в год. Всеволожский — на 17 млн шин. Но американский до сих пор принадлежит финнам, а российский — уже нет.

Сейчас отдел разработок озадачен созданием шин нестандартных типоразмеров. Виной всему китайский автопром, который чудит и выдает непонятные колеса для своих железных коней. А также решает вызовы с колесами для электромобилей. А еще в планах завода поставлять шины на первичку, то есть на автозаводы. Но это пока еще планы. Пока работают на половине мощностей. Поставки сырья удалось наладить.

Но это такое все, программное. А теперь личные впечатления.

Я на этом заводе не первый раз. Три года назад ездила на презентацию автоматизированного склада. Поэтому слегка могу сравнить.

Роботы как работали, так и работают. Весь софт давно уже переписан и является русским. Сложнее всего было с программным обеспечением для лабораторий. Но работа шла, судя по намекам, уже давно.

Количество рабочих снизилось. Было 1500 человек, стало 1100. Зарплаты растут потихоньку.

Директор по связям с общественностью тот же самый, что и три года назад. Сам он говорит, что работает с 2006 года. Да и вообще большинство работников там уже лет 10, а то и 15. И никто никуда не уходит. Уровень з/п нам не открыли. Сказали, что не слишком высокие.

Мигрантов на заводе нет. По крайней мере не видела ни одного смуглого лица.

Культура производства осталась прежняя. Те же чистые цеха, те же заградительные линии, различные СИЗ в доступности.

Еще очень интересная деталь. Несмотря на то, что приличная часть оборудования иностранная, в основном немецкая, последние годы все разработки по улучшению линий делались именно в России. Только вот пока завод принадлежал финнам, об этом мало кто знал. Теперь так не будет.

В целом — лично, глазками и ножками, убедилась, что импортозамещение идет. И нет особых проблем с софтом. Нет проблем с рабочими. Есть некоторые проблемы с рынком сбыта.

А сам персонал говорит, что работать стало в разы спокойнее. Потому что без западных погонщиков и контролеров можно наконец-то поправить косяки и дальше улучшать производство.

Выводов, анализа не будет. Просто такой небольшой отчет и даже с личными фоточками.

Ах, да, и последнее. Раньше завод Nokian журналистов приглашал. Но даже воды не предлагал за несколько часов пресс-конференции и экскурсий. А татарское гостеприимство не позволило нашу братию голодными оставить. Кормили на убой и не один раз.

Ну а для автоспецов — ищите статьи и видосики от профильных блогеров и журналов. Там и «Автопутешествия» были, и «Клаксон», и куча других автожурналистов. Они, наверное, лучше все объяснят про производство.