("Дорога в один конец", Bring Him to Me, 2023, Австралия)
Трудно сказать, наблюдаем ли мы новое оживление в остросюжетном австралийском кино, или это всего лишь единичный, ни о чем не говорящий всплеск. Однако получать раз в неделю из тех далеких-далеких краёв такие подарки всё равно приятно, чего уж там.
Буквально на прошлой неделе у нас тут пробегал "Кейн" Б. Мура - пусть с небрежной драматургией, но всё равно в чем-то своеобразный триллер из Австралии. И вот теперь, рыча свирепым движком "Шевролле Chevelle SS" 1970 года, к нам прикатила "Дорога в один конец" Люка Спарка. Который, в отличие от Мура, уже не дебютант, поскольку успел за 2010-е снять хоррор "Красный залив" и боевую фантастическую дилогию "Оккупация".
Понятно, что все эти творения Спарка - "малобюджетки" категории "между плинтусом и розеткой", но какой-никакой опыт он на них наработал. Причем не только режиссера, но и заодно сценариста, продюсера, художника и монтажера. Странно, почему еще и не актера, - или скромность все-таки не позволила, или амбиции Люка не обладали совино-глобусной растяжимостью.
Неудивительно, что по качеству съемок и складности сюжета "Дорога в один конец" сделана на порядок лучше муровского "Кейна". Вдобавок актера на главную роль Спарк не поскупился выписать не безвестного австралийского, а узнаваемого, мирового уровня - тоже грамотное решение. И пусть Барри Пеппер вот уж полдюжины лет не мелькает в высшей голливудской лиге, но и по сей день он остается мощным, выразительным работником киносцены. Где может с одинаковой легкостью изобразить и хороших парней, и негодяев, и негодяистых хороших парней... Да, похоже, вообще кого угодно, хоть наживку для аллигаторов.
Ожидаемо, что и у Спарка Пеппер не подкачал. Наоборот, сыграл один из своих лучших образов - негодяев, мучимых совестью (извините за кучу ссылок - кому неинтересен многоликий Барри, не обращайте на них внимания).
"Шевролле Chevelle SS" 1970 года, кстати, ровесница Пеппера, тоже была упомянута выше отнюдь не в поэтическом смысле.
Эта железнохаризматичная красотка, на которой герой Барри, безымянный уголовник Водила, будет гонять по Австралии, тоже, считай, полноценная героиня фильма. И занимает в нем столько экранного времени, что, не будь она почетным антиквариатом, картину можно было бы считать её длинным рекламным роликом.
И пусть какого-то особого смысла в эксплуатации Водилой конкретно этой "тачки" нет - любая с её задачей справилась бы, - но вот захотелось Спарку спеть ей тут осанну, и что теперь?
Да ничего. Тоже круто получилось, даром что любоваться Chevelle при дневном свете мы будем недолго.
Не то, чтобы шокирующий, но сильный драматический поворот в сюжете здесь только один. И случится он лишь ближе к финалу, поэтому, как бы ни хотелось мне вам о нём поведать, спойлеры нам ни к чему.
А всё, что будет твориться вплоть до сего поворота, это дорожные приключения Водилы и его столь же безымянного Пассажира (Д. Коста), молодого гангстера, что за день до этого с подельником (не с Водилой, с другим) напортачил на одном важном ограблении. Про которое нам расскажут урывками во флэшбэках. А в "настоящем времени" мы будем следить за тем, как Водила и Пассажир двигаются из точки А в точку Б по ночной Австралии, собирая на свои точки №5 неприятности. Ну а между делом просто болтая о том, о сём, ибо чем еще им в дороге себя развлекать?
Впрочем, Водила, а вместе с ним зрители, посвящены в тайну, которая пока неведома Пассажиру. Ведь он-то считает, что его везут к боссу, чтобы получить гонорар за ограбление. А на самом деле босс приказал Водиле доставить к нему парня, поскольку в награбленной сумме не хватало 25000 долларов. В чьей пропаже и был заподозрен Пассажир. И за что его, скорее всего, по приезду грохнут. Или, если повезет, то лишь покалечат, но уж точно не вознаградят обещанной долей со вчерашней добычи.
И этот секрет, к сожалению, заставляет сердце Водилы разрываться от отчаяния. Потому что у Пассажира есть жена и маленькая дочка, а Водила хоть и крут, но сентиментален, плюс у него самого есть бывшая жена и сын-подросток. Хотя, конечно, своих истинных чувств он Пассажиру не выдаёт даже полунамеком - "вах, какой суровый птыц!"(© Дворовый шансон СССР)
На этом и зиждется главная интрига фильма: какова судьба уготована Пассажиру, и как поступит с ним в свою очередь Водила: спасет, или отдаст боссу на растерзание. Ну и плюс к интригам - вышеупомянутый драматический поворот, что вкупе с ними превращает "Дорогу в один конец" в отличную драму для всех любителей мрачной и жесткой триллеристики.
***
В общем, на сей раз австралийские триллермейкеры не разочаровали, а исключительно порадовали. Разве только, если вы любите в таких фильмах иронию, шутки-прибаутки и дневной свет, то вам не повезло. Ведь эта абсолютно серьезная история без хаханек, в которой даже есть свой поэтичный самурайский фатализм.
Так что вы меня знаете: столь подчеркнутый мрачняк, насколько бы хорошо снятым он ни был, - как в данном случае, - я рекомендую вам исключительно на ваши страх и риск. Ибо попади он вам не под настроение, и вы можете попросту не оценить всю его хмурую красоту и драматизм.
Однако, если вы прочли эти предостережения, и они вас ничуть не смутили... Что ж, тогда смело выделяйте в графике вашего досуга 100 минут и тратьте их на "Дорогу в один конец" Люка Спарка - что тут еще можно вам пожелать?
Трейлер фильма: