Живут в Новосибирске две женщины, названные в честь святой княгини Ольги. Подруги. Обе врачи, обе православные и даже духовник у них общий – протоиерей Константин Работа.
Много лет оставляют они привычные места и ездят по отдаленным селам Новосибирской области в составе бригады врачей на теплоходе «Святой апостол Андрей Первозванный». Помогают больным. Княгиня Ольга Богомудрая неустанно заботилась о благоустройстве русской земли, в летописи можно найти много свидетельств ее «хождений». И две наши современницы, две Ольги, раз в год ходят на корабле с миссией. Добираются к тем жителям области, которые по несколько лет не могут выбраться в церковь, в больницу. И так же, как и святой Ольге, которая является их покровительницей, им требуются нежность и мужество, чтобы помочь местным жителям.
– Как-то мы были в одной деревне, всех пациентов уже пересмотрели. А батюшки крестят там много. Врачи закончили работу, свернули оборудование, ждали батюшек. Подходит дедушка: «А что, вы уже собрались?» «Да, шестой час уже, что же вы так поздно пришли?» – спрашиваем. «А мне сказали только в двенадцать, я пока баньку истопил, пока помылся, чтобы к врачу чистым идти». Я говорю: «Ребята, распаковываемся!» Дедушка такой был довольный, – с улыбкой вспоминает Ольга Фишова.
«Первые пациенты смотрели: не сектанты ли приехали»
В первый рейс корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» отправился на север региона – в Болотнинский район – в 1996 году. На борту – священнослужители и социальные работники. В первой же поездке стало ясно, что сельским жителям из глубинки нужна медицинская помощь – в глубинке ближайший фельдшерский пункт может располагаться в десятках километров, которые нужно проехать по проселочной дороге. На следующий год в миссионерскую поездку пригласили команду врачей.
– Сначала было немного тревожно. Мы не знали, как примут нас в селах, что мы сможем сделать для людей, – рассказывает врач функциональной диагностики Ольга Николаевна Фишова, она больше двадцати лет руководила командой врачей на корабле-церкви «Святой апостол Андрей Первозванный», это единственный врач, не пропустивший ни одной миссионерской поездки с 1997 года. За миссионерские труды получила Патриаршую награду – орден святой равноапостольной княгини Ольги (III степени), епархиальный памятный знак за усердие в трудах – медаль святителя Чудотворца Николая Мирликийского.
– Первые пациенты настороженно отнеслись: смотрели, кто приехал, может, сектанты. В 90-е годы много сект у нас образовалось, – добавляет офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор Ольга Геннадьевна Гусаревич, которая руководит бригадой врачей на корабле последние два года. – Теперь нас ждут, доверяют. В местных поликлиниках помогают.
Сразу после швартовки корабля у пристани врачи приступают к работе. В Сузунском районе обычно после семи часов вечера. Пациентов осматривают до полуночи, а бывает и позже. Утром подъем в 7 часов, общая молитва, завтрак, посадка в автобус и снова в путь.
– Сначала дальние селения объезжаем, пока больше сил, – рассказывает Ольга Геннадьевна. – Проехать по проселочной дороге 100-150 километров – непросто. К 20 часам возвращаемся на теплоход. Не могу сказать, что мы сильно устаем. Атмосфера доброжелательная, в такой атмосфере пациенты редко претензии предъявляют, терпеливо ожидают своей очереди и на приеме спокойны.
По вечерам, когда выдается свободное время, команда корабля – священники, соцработники, врачи – собираются в трапезной, вместе молятся, пьют чай, смотрят православные документальные и образовательные фильмы. Каждый год серия просмотров обязательно начинается с художественной картины Владимира Бортко «Собачье сердце».
– В прошлом году посмотрели все выступления владыки Тихона (Шевкунова). Наше образование в советские годы было хорошим, но ущербным духовно. Сейчас наверстываем, – объясняет Ольга Геннадьевна.
Случайно на корабль никто не попадает
Первые бригады врачей состояли только из специалистов Новосибирской областной больницы – главный врач пошел навстречу. Всего было семь докторов. На месте наблюдали, расспрашивали, какие специалисты нужнее. Во вторую поездку включили онколога, а психиатра и нарколога брать не стали – стало понятно, что в этих областях за один день помочь невозможно. Сейчас в команде двенадцать врачей: хирург, терапевт, педиатр, кардиолог, офтальмолог, врач функциональной диагностики, оториноларинголог, эндокринолог и другие. Люди разные – разное отношение к работе. Но только вначале поездки.
– Некоторые врачи приходят с мыслью, что они едут в путешествие. А оказывается, нужно работать. Но там быстро всё становится на свое место. Накануне врач отказывался смотреть больше десяти пациентов, на следующий день уже сам вызывает: «Кто ко мне? Кто ко мне?» После поездки у нас сохраняются очень добрые отношения. Надолго. В том числе с врачами из других больниц. Многие несколько лет ездят – сами хотят, – рассказывает Ольга Николаевна.
– Атмосфера потому что другая, она определяет. Один человек не может ничего сделать, – добавляет Ольга Геннадьевна.
С православной миссией дважды ездила мусульманка – врач-гинеколог. На корабле она вела себя корректно: надевала платок и юбку, когда врачи шли в храм, вставала во время молитвы. Один из сотрудников корабля горячо переживал о спасении ее души и убеждал перейти в православную веру. Мусульманка ответила: «Я бы с удовольствием приняла Православие, но у меня родители мусульмане. Я не могу предать своих родителей».
Четвертый год в миссионерской поездке участвует хирург из Новосибирской областной больницы Юрий Владимирович Безменов. В экспедиции он исповедовался впервые в жизни.
– Хирург у нас хороший, «старорежимный» – может без УЗИ внутренние органы прощупать, – говорит Ольга Николаевна, – он давно просился к нам, я за него билась пять лет. Уникальный хирург, он постоянно нужен в больнице, поэтому не отпускали. И он умеет с сельскими жителями найти общий язык – шестнадцать лет работал хирургом в Сузунской районной больнице.
Корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» по традиции уходит в плавание в середине августа и возвращается в последний день лета, не все врачи могут оторваться от основной работы на семнадцать дней, поэтому они, бывает, сменяют друг друга. Но атмосфера в команде такая, что уезжать не хочется.
– В храме полтора часа вы не сможете разговаривать со священником, а здесь есть время решить свои проблемы, вопросы задать. И врачи удивляются, что совсем по-другому с ними разговаривают. Для врачей такой пример – очень полезная вещь, они видят, что есть другая жизнь: воцерковленная, дружная. Никто случайно на корабль не попадает. Едут те, кому нужнее всего, – убеждена Ольга Николаевна.
В глубинке люди благодарные
Жителям отдаленных сел обращаться в больницу хлопотно. Каждый раз нужно ехать в районный центр: сначала записаться, потом на прием, сдать анализы и снова ехать за результатами. И всё это нужно сделать между посадкой, прополкой и сбором урожая. Поэтому когда в село приезжает бригада врачей с корабля, люди спешат на прием. Проходят сразу несколько специалистов, здесь же делают флюорографию, маммографию, УЗИ, ЭКГ – оборудование привозят на специальных машинах.
– Сельские пациенты добрые и благодарные, – рассказывает Ольга Николаевна. – От присутствия священника они еще больше умиротворяются. И мы не повышаем голос. Кто-то из пациентов заметил: «Какие вы все странные, даже разговариваете по-другому».
Наверно, поэтому Ольга Николаевна хорошо запомнила одну провокацию. Мужчина громко возмущался в коридоре: «Что вы тут сидите, над вами издеваются! Соплюх вам понавезли, они ничего не понимают, эксперименты проводят. Врачи на этом деньги зарабатывают!» Ольга Николаевна вышла из кабинета успокоить мужчину: «Если вы пришли обследоваться, заходите, обследуйтесь! Если вы пришли баламутить людей – уйдите!» Ожидающим пациентам в очереди объяснила: «Мы не ради заработка едем, в деньгах мы, наоборот, теряем».
– В этом месте пациенты промолчали, не возразили. А в других местах люди из очереди сами унимали недовольных, – говорит Ольга Николаевна. Врачи, приехавшие на корабле с православной миссией, принимают всех местных жителей. Около Пристани-Почты – баптистская деревня. Баптисты приводят на прием много детей. В Колыванском районе – мусульманская деревня Юрт-Акбалык.
– Мы всех принимаем, нам какая разница, – говорит Ольга Николаевна. – Отказываемся только на теплоходе смотреть, у нас там нет условий, негде развернуться.
«Поняла, почему раненый возвращается назад в бой»
Стать врачом Ольге Геннадьевне помог случай. После школы собиралась поступать в университет на факультет биологии. Но не успела из-за обострения аппендицита. Сдала экзамены в медицинский институт. Училась с Ольгой Николаевной на одном курсе. Позже поняла, что профессию выбрала правильно. Много лет была главным офтальмологом города, области, округа, сейчас профессор на кафедре в медицинском университете. В детстве бабушка учила молитвам, но в храм Ольга Геннадьевна пришла в зрелом возрасте вместе с мужем. Он ушел в вечность рано, но успел построить небольшой храм в селе Усть-Алеус Ордынского района.
К офтальмологу в поездке всегда много пациентов.
– Смотрю, заканчиваются пациенты, а под конец опять наплыв. Спрашиваю: «Вы где были-то? Они отвечают: «Соседка сказала, что хороший доктор приехал, сходи». И я снова разворачиваю оборудование.
Однажды Ольга Геннадьевна ездила в село за 100 километров с травмой спины.
– На заднее сиденье автобуса для меня положили матрас, и я ехала лежа, чтобы смотреть пациентов, потому что они ждут. Так становится понятно, как раненый возвращается назад в бой – такого ощущения себя, такого уважения в обычной жизни нет. Понятно, что мы врачи, но именно там ощущаешь такое служение, которое было заложено в нашей профессии.
Вернувшись из миссионерской поездки, Ольга Геннадьевна выходит на уже на следующий день – с сентября как раз начинаются занятия в медицинском университете, где она преподает.
– Другие в отпуск идут после возвращения, но в поездке не теряешь силы. Я одиннадцать раз ездила, целый год живу ожиданием от корабля до корабля. У меня много работы, я активно занимаюсь образовательной деятельностью, консультирую, а поездка дает заряд на целый год. Да, мы ходим в храм, но это другое. В поездке ощущение, что служишь. Не только в храме, но и людям служишь. Подобного в повседневной жизни нет. Медицину превратили в сферу услуг, и пациенты стали требовательно относиться к врачам, особенно когда приходят на платные консультации. В глубинке люди другие.
«Ты можешь быть только врачом в память об отце»
Ольга Николаевна росла в семье врачей, с детства «оперировала» кукол – все были разрезаны и зашиты. Отец – главный терапевт Сибирского военного округа, двадцатилетним ушел на фронт, воевал на Курской дуге. Его земная жизнь закончилась, когда Ольге исполнилось шестнадцать. Знакомый отца, профессор медицины, спросил, куда она будет поступать после окончания школы.
– Хочу на исторический, – ответила Ольга.
– Нет, ты можешь быть только врачом, в память об отце, – наставил профессор.
Так Ольга Николаевна стала врачом функциональной диагностики. В 30 лет крестилась. Одновременно с ее крещением потянулась в храм мама. Как-то на УЗИ пришел владыка Гедеон (митрополит Гедеон (Докукин), возглавлявший Новосибирскую епархию с 1972 по 1990 годы – прим.), пригласил Ольгу Николаевну на праздник Введения Богородицы в храм. Отказать владыке было неудобно. Неожиданно служба увлекла – женщина не замечала людей вокруг, время пробежало незаметно. На улице взглянула на часы и обомлела: два часа дня. Потом состоялись первая исповедь и причастие. Так началось воцерковление, в храм ходили вместе с мамой. Когда мама ушла в вечность, Ольга Николаевна долго поглядывала на то место, где она всегда стояла в Вознесенском соборе.
В поездках Ольге Николаевне и Ольге Геннадьевне интересно узнавать Новосибирскую область, видеть любовь сельчан к родному краю. На корабле доплывают до дальних мест, один год на север региона плывут, другой – на юг. Стараются увидеть местные достопримечательности, побывать в музеях. В Сузуне специально для миссионеров открыли музей в нерабочее время – поздно вечером, и двум Ольгам запомнилось, как горячо экскурсоводы рассказывали об истории района. На севере, если недалеко до села Турнаево, они ездят в церковь преподобного Серафима Саровского, построенную без единого гвоздя. В Ташаре прикладываются к обновляющейся Умревинской иконе Божией Матери.
– Мы видели ее черной с маленьким просветлившимся кусочком, и даже непонятно было, что под этим кусочком написано, – рассказывает Ольга Николаевна, – с каждым годом икона становилась светлее. В храм ее принес местный житель. Нашел черную доску под углем в кочегарке, где работал. Взял домой как подставку для сковородки, он даже не думал, что это икона. Но как только поставили сковородку на доску – сковородка начала прыгать, трещать. Стали доску мыть и увидели, что лик Пресвятой Богородицы проступает.
«Вы опухоль у меня нашли»
В прошлогодней поездке на север Новосибирской области врачи провели 11 тысяч обследований. Каждый год они находят у местных жителей серьезные болезни, спасают жизни.
– Человек приходит без особых жалоб. Смотришь, а у него новообразование. Три года назад в Сузунском районе выявили трех онкобольных. У тебя был глазной один, а у меня два: печень и почки, – обращается Ольга Николаевна к Ольге Геннадьевне. – В Верх-Сузуне смотрела мужчину на аппарате УЗИ, вижу, одной почки нет, спрашиваю: «Куда почку дели?» Он отвечает: «Так вы же у меня опухоль нашли. Я оперировался». Довольный такой. Вовремя успели.
– В прошлом году пришел на прием мужчина, немного побаливало у него в груди, – продолжает Ольга Геннадьевна. – Сделали ЭКГ, посмотрел кардиолог – инфаркт. Вызвали скорую помощь и отправили его в больницу. Еще восемь человек направили на обследование с подозрением на онкологию. Эти люди не знали о своей болезни, никаких симптомов не было. Когда у них появляется клиника, они уже не к нам идут, в больницу обращаются.
Ольга Николаевна и Ольга Геннадьевна стараются помочь больным людям и понимают: они делают, что могут, остальное во власти Бога. Ольга Николаевна спрашивала у отца Константина:
– Если на все воля Божья, мы-то зачем?
Он ответил коротко:
– Вы проводники воли Божьей.
Татьяна СУШЕНЦОВА
Публикация сайта Новосибирской митрополии