Найти тему
Ada Knight

Райнер Мария Рильке в Ворпсведе. Чем занимались молодые люди в колонии художников? Море, модерн, свобода и любовь

Райнер Мария Рильке
Райнер Мария Рильке
"Море - история этой земли. Море, которого больше нет, которое тысячи лет назад вздымалось и опадало здесь, дюной которого была песчаная сопка, на которой находится Ворпсведе. Великий шум, которым преисполнены старые сосны, кажется его шумом, и ветер - пространный, могучий - приносит его запах… Но море, словно не в силах уйти, вновь и вновь возвращалось на покинутые земли, после него остались черные зыбкие болота, кишащие скользкими тварями и гниющим плодородием. Теперь они достаточно плотно заселены; наиболее стойкие из первых колонистов разбогатели на торговле торфом; позднейшие поселенцы живут в труде и бедности."
"Какими большими здесь становятся глаза! Они хотят всегда владеть всем небом."

Всем привет🙂

В начале XX века объединения и в последующем колонии представителей искусства были довольно распространенным явлением, с которым соприкоснулся и Райнер Мария Рильке, проведя немного более месяца в Ворпсведе.

Сегодня я расскажу вам об этом замечательном и увлекательном времени в жизни поэта!

История колонии

Ворпсведская колония художников была основана в 1889 году в поселении Ворпсведе на севере Германии (24 км от портового городка Бремен). Данное сообщество представляло из себя собрание живописцев, скульпторов и поэтов.

Первые немецкие художники поселились в этой общине в 1889 году, среди них были: Ганс ам Энде, Отто Модерзон и Фриц Макензен. Через 4 года к ним примкнул Фриц Овербек, в 1894 году - Генрих Фогелер, а в 1898 году прибыла Паула Модерзон-Беккер, желая перенять опыт в живописи у модерниста Фрица Макензена.

Художники мечтали о глотке свежего воздуха в искусстве, они уехали подальше от хаоса больших городов для того, чтобы обновиться и создать нечто новое и неизведанное. Творцы были преисполнены вдохновения, навеянного деревенской тишиной и простором. В основном они рисовали на пленэрах, стремясь чувственно передать цвет и свет, находясь здесь и сейчас в лоне природы.

В 1895 и 1896 годах проходили выставки в Стеклянном дворце в Мюнхене, где молодые люди представляли перед публикой произведения, написанные в Ворпсведе, это прославило их на всю страну и принесло большое количество наград. Зрители были поражены простотой и дыханием пейзажей, которые разительно отличались от академического искусства, свойственного для Берлина и Мюнхена.

В 1895 году Генрих Фогелер купил дом под названием "Баркенхофф" и внес некоторые изменения, приблизив строение к стилю модерн. Дом стал центром колонии художников, принимая самых разных людей. На данный момент в Ворпсведе находится музей, галереи, выставки и мастерские, которые может посетить каждый заинтересованный.

Рильке и Ворпсведе

Эскиз к портрету Райнера Марии Рильке
Эскиз к портрету Райнера Марии Рильке
"Я рассказываю о десяти годах серьезной, уединенной немецкой работы… Художники не помогают людям, не поучают, не улучшают их. Они ничего не привносят в их жизнь, по-прежнему темную и жалкую, - но из глубины этой жизни они извлекают правду, которая растит их самих, или, чтобы не преувеличивать, извлекают правдоподобие, которое можно любить."

Уже довольно известный Рильке приехал в колонию в августе 1900 года, чтобы погостить у иллюстратора своих стихотворений Генриха Фогелера.

Вот слова поэта о друге-художнике⬇️

"Его жизнь - не от мира сего, простая и праздничная, скромная и великая…Его искусство выросло из этого сада…Сад - это его стиль, цветущая и растущая действительность…Он художник тихого, немецкого жития Девы Марии, которое проходит в маленьком саду."

Прожил в поселении Райнер Мария Рильке немного больше одного месяца, познакомившись поближе с сообществом и его представителями. Там же молодой человек встретил свою будущую жену - Клару Вестхофф, скульптора и ученицу Макса Клингера, уже следующей весной пара поженилась.

Райнер Мария Рильке и Клара Вестхофф в 1901 году
Райнер Мария Рильке и Клара Вестхофф в 1901 году

Через два года поэт написал небольшую монографию, рассказывающую о молодых мастерах, что задумали тихую революцию. Также Рильке вел дневник во время пребывания в Ворпсведе (я мечтаю об этой книге!), который он адресовал своей подруге Лу Андреса-Саломе.

Поэту открывались хвойные леса, небольшие заводы по обжигу кирпича и бескрайние пустоши, дающие простор для воображения и свободного полета. Конечно, природа имела огромнейшую роль в изменениях, произошедших с Рильке по время пребывания в колонии художников, но главным было именно общение с другими творческими обитателями Ворпсведе.

Сельские гости с революционным настроением желали сделать из пейзажа нечто само по себе несущее ценность и смысл, самостоятельное явление искусства. Реализация задумки была не такой простой, как кажется, ибо им предстояло отбросить все ранее известное и привычное, создав новое и дикое, выросшее из болотных земель, гроз и огромного неба.

Рильке столкнулся с одиночеством, обитающим среди вечных лесов и полей - все мы уйдем, а они продолжат стоять под солнцем, несмотря на смену времен. Люди - часть природы, но в то же время мы настолько отдалены от самобытной жизни деревьев, ветра и цветов, что кажемся чудаками, заблудившимися в лесу. Жизнь находится в наших руках, при этом не замечая смерть и рождение, а человек не может вмешаться в этот равнодушный бесконечный ход.

"Воды текут, в них колышутся и трепещут образы предметов. Ветер шумит в старых деревьях, а в нем самом уже вырастают молодые леса, вырастают в будущее, которого нам не изведать. Мы привыкли судить о людях во многом по их рукам и целиком по их лицу, где, как на циферблате, видны минуты, вынашивающие и баюкающие их душу. А вот пейзаж - безрукий, у него нет лица, или он весь - лицо, подавляющее и устрашающее человека величиной и необозримостью своих черт, как "Явление духов" на известном листе японского художника Хокусаи.
Ибо признаемся наконец: пейзаж нам чужд, и страшно одиноким чувствуешь себя среди деревьев, которые цветут, и среди ручьев, которые текут мимо. Наедине с мертвецом и то не чувствуешь себя таким заброшенным, как наедине с деревьями. Ибо какой бы таинственной ни была смерть, еще таинственнее не принадлежащая нам жизнь, жизнь, безучастная к нам, не замечающая нас, празднующая свои праздники, за которыми мы, словно случайные, иноязычные гости, наблюдаем не без некоторого замешательства."

Потрясающие и невероятные по своей мощи заметки оставил поэт после проживания в Ворпсведе, я с огромным удовольствием прочла несколько отрывков, что и вам советую! Райнер Мария Рильке видится мне человеком в огромном поле, обуреваемом грозой и летним ветром.

Пейзажи

Посмотрите на несколько картин, написанных в селении художников:

Великолепные пейзажи, каждый из них наполнен непосредственностью и некой ранимостью, свойственной природе! Особенно мне нравится первая и третья картина, они почему-то очень зацепили меня, момент словно застыл во времени.

А вот у этого полотна интересное содержание⬇️

Генрих Фогелер "Концерт"/"Летний вечер"
Генрих Фогелер "Концерт"/"Летний вечер"
"Даже позабытый всем земным, говори земле: я лишь предтеча, а воде скажи: я здесь навек."

На картине Фогелера "Концерт"/"Летний вечер" 1905 года мы можем увидеть Паулу Модерзон-Беккер, Агнес Вульф, Отто Модерсон и Клару Вестхофф слева, жена Фогелера по имени Марта находится в центре, а справа расположен Франц Фогелер и Мартин Шредер, а также сам автор картины (Генрих Фогелер), жаль только, что Рильке не был запечатлен на полотне.

Меня очень заинтересовал этот месяц из жизни Райнера Марии Рильке, здорово, когда место, время и люди могут настолько наполнить человека. Вот такая статья получилась сегодня, поделитесь в комментариях своими впечатлениями!

Хотели бы вы побывать в Ворпсведе? Я вот очень хочу посетить это место (даже спустя более 100 лет после Рильке), чтобы прикоснуться на мгновение к истории людей, живших и создававших искусство там.

Спасибо каждому за внимание🙃

Читайте также:

Жизнь и творчество Рильке, поездка в Россию

Обзор на "Орфей. Эвридика. Гермес" Рильке