В глубокой древности Аравийский полуостров представлял собой богатые источниками вод и растительностью саванны. Но в дальнейшем климат резко изменился. О тех далеких временах теперь почти ничто не напоминает: Аравия – бесплодная каменистая пустыня, с редкими островками зелени (оазисы).
Семиты, в том числе арабские племена, по одной версии пришли в Аравию из Северной Африки, по другой, они коренные жители этого засушливого края.
Арабы упоминаются еще у Геродота (V век до н.э.) и в Бехистунской надписи персидского царя Дария. Однако об их жизни до принятия ислама мало что известно. Изначально арабы были кочевниками, но в дальнейшем часть из них перешла к оседлому образу жизни, занявшись земледелием в оазисах (например, Ясриб). А позднее – и торговлей на караванном пути, названном «дорогой благовоний» (начальный пункт – остров Сокотра), что проходил с юга на север вдоль побережья Красного моря по территории, известной как Хиджаз[1].
Вдоль «пути благовоний» выросли торгово-ремесленные города, в том числе Мариб и Мекка.
Мариб был столицей известного южноаравийского царства – Саба, которое процветало в I тыс. до н.э. за счет торговли и развитой ирригационной системы земледелия (Марибская плотина). Но около 25 г. до н.э. Сабейское царство было завоевано своим южным соседом – Химьяром[2].
Цари Химьяра создают империю, которая после недолгого расцвета распадается уже в начале II века н.э. В это же время Рим захватывает Набатейское царство, созданное арабами в Иордании и Идумее (к югу от Мертвого моря).
От времен Набатеи остались не только величественные высеченные в скалах города (такие, как столица – Петра), но и письменность, на основе которой впоследствии был создан арабский алфавит.
С IV века возрождается Химьяр, его цари снова присоединяют Сабу, а также Хадрамаут[3], поставив под контроль почти всю южную Аравию.
В VI веке Химьяр становится ареной противостояния великих держав: Восточной римской империи (Византии) и Сасанидской Персии, хотя основная борьба между ними разворачивается в северной Аравии, где появляются государства, основанные выходцами из Йемена. Лахмиды, будучи союзниками Персии, в 550-х годах уничтожают проримское царство Книд, но встречают более сильного противника в лице Гассанидов[4].
В Химьяре в 530-е годы власть захватывает выходец из Эфиопии (Аксум) Абраха, который придерживался христианского вероисповедания и, как утверждает исламская традиция, в 570 году предпринял поход на Мекку, - для того чтобы уничтожить священный храм всех арабов – Каабу и возвести на его месте церковь.
В армии Абрахи были слоны, но его поход все равно закончился провалом[5].
570 год в исламе был назван «годом слона». Тем же годом обычно датируют рождение Мухаммада ибн Абдаллах из курайшитского рода Хашим (570-632).
В мусульманской литературе принято называть период, предшествующий утверждению ислама, словом «джахилийя» (невежество). Арабы в те времена имели разные культы, и обычно у каждого племени было свое верховное божество. Так, покровитель племени курайш, что контролировало Мекку, - Хубал[6], чья статуя находилась в Каабе.
Когда именно появилось это культовое место, неизвестно. Мусульмане верят, что первый храм в тех краях построил Адам, - вскоре после своего изгнания из рая. Впоследствии храм был восстановлен пророком Ибрагимом (библейский Авраам), который в исламе занимает особенное положение как первый ханиф (последователь единобожия)[7].
По версии ислама вера пророка Ибрагима со временем была забыта, а священное место, которое изначально предназначалось для поклонения одному Богу, стало языческим капищем, пристанищем множества идолов[8].
Мы не знаем, так это или нет. Но, во всяком случае, не вызывает сомнения, что курайшиты, проявляя предприимчивость в торговых делах, сделали всё, чтобы подхлестнуть интерес к своему городу со стороны окрестных и даже отдаленных арабских племен. Так, Кааба стала домом для множества арабских богов, а Мекка – тем священным местом, где запрещались войны, убийства и даже охота на животных («харам»). Местом, куда арабы совершали паломничества (хадж) задолго до ислама.
Вообще из пяти общепризнанных «столпов ислама» (таухид, намаз, закят, хадж, пост в Рамадан) только первый обладает новизной.
Собственно с идеей единобожия (таухид) арабы были хорошо знакомы и до проповеди Мухаммада – через посредство иудеев и христиан, чьи диаспоры расселялись в Хиджазе (в городах по пути благовоний). Сторонники единобожия именовали себя ханифами. И Мухаммад, возможно, в молодости находился под влиянием представителей этого религиозного течения...
[1] В пер. с араб – «барьер, преграда», поскольку этот западный регион отделен от внутренней Аравии горной цепью.
[2] Современный Йемен.
[3] Государство к востоку от Химьяра, столица – Шабва.
[4] Их столица – Джабийе (Голанские высоты).
[5] По одной из версий из-за эпидемии, вспыхнувшей в войске царя Химьяра. Исламская традиция связывает гибель «армии слона» с волей Бога, который наслал на захватчиков тучу птиц, что сбросили на них камешки с большой высоты (об этом сообщается в Коране).
[6] Бог неба. Возможно, это не имя, а обращение «господин».
[7] Сына Ибрагима – Исмаила арабы традиционно считают своим предком.
[8] Помимо статуи Хубала, в Каабе и вокруг нее находилось 360 истуканов, представленных в виде скульптур или необработанных камней, называемых бетэль (дом бога).