◦ Курочка Ряба и кризис середины жизни?! ◦

У сказки про Курочку Рябу есть много вариаций – разных славянских народов и разных авторов, например А.Н. Толстого и А.Н. Афанасьева. Мы возьмём самое простое и незатейливое её изложение:

«Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба: «Не плачь, дед, не плачь, баба: я снесу вам новое яичко не золотое, а простое!».

У сказки про Курочку Рябу есть много вариаций – разных славянских народов и разных авторов, например А.Н. Толстого и А.Н. Афанасьева.

Сказка вызывает много вопросов и, кажется, состоит из противоречий - почему люди плачут, если сами хотели разбить яйцо или почему мышка оказалась сильнее людей.

Есть ощущение, что основная эмоция, о которой рассказывают после прочтения этой сказки – это удивление и недоумение. Чувства эти вполне нормальны и даже вызывают улыбку, но если присмотреться к ним получше, то можно разглядеть много интересного.

Мы испытываем удивление, когда встречаемся с чем-то новым, неожиданным, необычным, странным. Удивление – чувство нейтральное – ни негативное, ни позитивное. Ещё не ясно, что нас ждёт, но явно что уже что-то идёт не так, как мы ожидали.

Недоумение или растерянность – это то, что мы чувствуем при непонимании происходящего, когда не можем найти для него никакого разумного объяснения. Буквально тот, кто испытывает недоумение – это недоумок – глуповатый неразвитый человек.

Не трудно догадаться, что оба этих чувства связаны с тревогой, которая в ситуации неопределенности, непредсказуемости и необъяснимости совершенно естественна.

Кажется, что все эти переживания очень свойственны кризисным, переходным процессам – и с этой позиции мы попробуем рассмотреть сюжет сказки.

Иллюстрация Léna Mačka
Иллюстрация Léna Mačka

А что, если все персонажи этой сказки – это части и структурные элементы одной и той же психики? Что, если все сказочные герои – это один человек? Вся история происходит внутри одного дома – как внутри одной психики.

Тогда, возможно, Дед и Баба – это образы частей нашей психики, имеющих жизненный опыт.

Тогда Золотое яйцо – это символ наших достижений – то, что удалось реализовать в разных сферах жизни – образование, семья, работа, дружба и др. То, к чему мы стремились, что мы издавна считали ценностью, что хотели заполучить и заполучили. Возможно, что этот символ включает в себя наши юные ожидания и бессознательные надежды на то, что мы хорошо будем защищены и застрахованы, если сделаем всё «правильно» и выполним свой жизненный план, а также надежды на то, что всё у нас ещё впереди.

Мышка – это, вполне возможно, символ чего-то «неправильного» и непредсказуемого, выбежавшего из-под пола, из подвала, из какой-то узкой щели. Это что-то неприятное, чего мы не ждали, а скорее даже старательно вытравливали и избавлялись, следя за чистотой своего дома. Это как внезапно возникшая идея, неясное желание, необъяснимое влечение или трудный для понимания порыв. Как будто маленькое незаметное и неуловимое послание из сферы бессознательного.

Очень важно принять, что деятельность нашей психики зачастую неподконтрольная сознанию. Нас не спасут от этого ни «хорошая работа», ни «правильное мышление», ни эмоциональное отчуждение, никакое отрицание (Джеймс Холлис «Душевные омуты»).
Иллюстрация Динары Мирталиповой
Иллюстрация Динары Мирталиповой

Курочка Ряба – это организующая часть нашей психики, способная к преодолению трудностей и трансформации – то есть способная к поиску новых смыслов и новых ценностей.

Простое яйцо – это символ хрупкой жизни, в которой нет стопроцентных гарантий и исход которой предопределён. Это символ новой ценности – жизни ради жизни, ради того, какова она есть. Когда уже невозможно отказаться от своей уникальности в пользу требований долга или социальных норм, когда ограничения своих ресурсов ощущаются остро и свои желания невозможно не замечать. Когда ясно ощущается хрупкость и уязвимость и мы намного бережнее и кропотливее принимаем решения, чтобы распорядиться тем, что имеем. Кажется, что это символ той жизни, где всё чаще в борьбе долга и желания перевес имеет последнее. Где человек выбирает свои правила и свои ценности, потому что чутко прислушивается к себе. Кем я стал, кем я хотел быть, что я не реализовал, от чего я отказался, кто я есть – эти глубокие вопросы, как это ни парадоксально, встают перед тем, кто уже достиг цели, одержал победы и реализовал планы.

Так почему же Дед и Баба плачут? Наверное потому, что новые смыслы и ценности приходят нелегко и через прощание с тем, что уже отслужило нам верой и правдой. Наверное потому, что очень горько и печально, когда из-за какого-то маленького еле заметного «хвостика» с ног на голову порой переворачивается вся жизнь.

Фундаментальной причиной переходного периода середины жизни является расставание, и связанная с ним тревога является одним из видов тревоги расставания. Но расставание с чем?.. В середине жизни проход через врата расставания сопряжен со страхом и глубоким чувством горя по навсегда утраченному образу того, чем человек был раньше (Мюррэй Стайн «Похороны мертвых. Вступление в переходный период середины жизни»).
Иллюстрация Hao Hao
Иллюстрация Hao Hao

Мюррэй Стайн пишет: «Переходный период середины жизни обычно длится несколько лет и приходится на отрезок жизни где-то в возрасте от тридцати пяти до пятидесяти лет (обычно около сорока, по Левинсону). Большинство ученых отмечают некоторые характерные особенности этого периода: длительные настроения апатии и депрессии, чувства крушения иллюзий и разочарования либо в жизни вообще, либо в определенных людях, которые ранее идеализировались; мечты молодости исчезают или грубо разрушаются; тревога по поводу смерти вкрадывается в душу, и люди часто говорят, что жизнь их кончится раньше, чем удастся «по-настоящему пожить»; человек начинает физически проявлять признаки старения, и поэтому его прежнее представление о себе начинает разрушаться и изменяться. Родители в это время либо умирают, либо становятся материально зависимыми от детей, тем самым утрачивая прежние роли и лишая детей иллюзий по поводу собственного бессмертия. Дети сами могут уйти от родителей и начать жить своей собственной жизнью, и это угрожает им переменами, утратой любви и комфортных иллюзий всемогущества».

Похоже, что в сюжете сказки про Курочку Рябу можно увидеть историю о вхождении в такой кризис и найти путь к его преодолению. А какие идеи есть у Вас на этот счёт? Что в этой сказке увидели Вы?

◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦◦
Записаться к специалистам ALMA
CENTER можно:
на сайте
almacenterpsy.ru и в группе Вконтакте