Российская Федерация рассматривает возможность выхода из Конвенции по морскому праву. Такое решение может быть принято в связи со сложившимися реалиями мировой политики и необходимостью защитить наши государственные интересы в арктических широтах. Дело в том, что Запад в последние годы всё настойчивей предъявляет свои претензии на принадлежащий России Северный морской путь.
Придуманная американцами и принятая в 1982 году ООН Конвенция по морскому праву определяет 12-мильную прибрежную зону территориальных вод, в которой государство вправе устанавливать свои законы.
Российская Федерация присоединилась к данной конвенции в 1997-м году. Тем самым мы разрешили иностранным судам, подводным лодкам и самолётам находиться в Арктике вне 12-мильной зоны без каких-либо предварительных уведомлений и разрешений.
На сегодняшний день западные страны, а в первую очередь, естественно, Соединённые Штаты Америки, намерены объявить Северный морской путь «международным» - с учётом его большого значения для кратчайшего прохода судов из Азии в Европу.
В 2012 году Россия закрепила статус Северного морского пути в качестве своей внутренней транспортной артерии. Но американцы с этим утверждением не согласились. В таких условиях, единственно правильным выходом и является денонсация конвенции по морскому праву с её 12-мильной зоной: чтобы не допускать в наш сектор Арктики иностранные суда, чувствующие себя сейчас там «как дома».
Заместитель главнокомандующего ВМФ России по вопросам Арктики вице-адмирал Анатолий Шевченко напомнил репортёру газеты «Известия», что, пока американцами не была изобретена эта конвенция 1982 года, вся Арктика была разделена на сектора.
Арктических государств существует всего пять: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания (Гренландия). Но американцев не устраивал при прежнем раскладе тот факт, что на российский сектор пришлось более 60-ти процентов территории побережья Арктики, а в их руках - оказалось лишь 7%.
Мы эту конвенцию при Советском Союзе не ратифицировали, произошло это только при Ельцине. Сегодняшняя же постановка вопроса о том, что мы из конвенции выходим – это абсолютно справедливое и ответственное решение. Потому что Северный морской путь - это исторически и есть наша внутренняя транспортная артерия.
Профильные комитеты Государственной думы в ближайшие дни обсудят вопрос денонсации Конвенции по морскому праву.