В январе мэтру японской мультипликации Хаяо Миядзаки исполняется 83 года, тем не менее он порадовал поклонников новой работой. 7 декабря в российских кинотеатрах начался прокат мультфильма «Мальчик и птица», находившегося в производстве более семи лет. «Царьград.Самара» делится впечатлениями от премьеры.
1943 год. Разгар Второй мировой войны. Двенадцатилетний мальчик Махито Хисако переживает гибель матери во время бомбардировок Токио. Вскоре отец Махито вступает в брак с младшей сестрой своей бывшей жены и эвакуирует мальчика с его новоиспечённой мачехой в собственное поместье, расположенное в сельской местности.
Но ни сельская жизнь, ни новая школа не способны избавить Махито от переживаний. Раз за разом перед его глазами встаёт образ матери, сгорающей от огня. Вскоре юный герой встречает приставучую говорящую цаплю, которая передаёт некий призыв о помощи и обещает ему встречу с покойной родительницей. Так начинается фантастическое приключение, в ходе которого подростку предстоит о многом узнать.
Подобно Тихиро в «Унесённых призраками», Махито попадёт в другой мир, населённый необычными существами и полный волшебства. Студия Ghibli вновь поражает зрителя своим бесподобным визуальным стилем и необычными образами. Тут встретятся и недружелюбные, воинственные попугаи, в которых вряд ли узнаешь привычных милых волнистиков, и цапля, которая напоминает то величественную и мудрую птицу, то зубастого хищника, то противного лысого и брюзжащего коротышку.
В мультфильме хватает динамики и наполненных действием сцен. Герои не стоят на месте, а в кадре постоянно что-то происходит. Благодаря этому за два часа мультфильм умудряется рассказать зрелищную, полную действия и комплексную историю, в ходе которой зрителя знакомят с несколькими колоритными персонажами. С их происхождением и образами связан ряд интересных особенностей, однако это является сюжетной интригой. Отрадно, что сценарий содержит нарративные крючки, благодаря чему за повествованием интересно следить, даже если вы не пытаетесь понять посылы здешний истории и искать глубокий философский смысл.
Хотя в «Мальчике и птице» есть что разбирать и есть над чем думать. В двухчасовую картину Хаяо Миядзаки умудряется вместить огромное количество тем. Война, смерть и рождение; бытие демиурга, его идеализм и несовершенство созданного им мира; судьба и её неотвратимость, а также время. Это неполный список концептов, над которыми мультфильм предложит порефлексировать зрителю. Впрочем, темы обозначены широкими мазками, и нельзя сказать, будто какая-то из них нарочито подаётся в лоб.
«Мальчик и птица» ощущается куда серьёзнее в сравнении со многими знаменитыми работами режиссёра, особенно ранними. Здесь нет и следа от прямолинейности и очаровательной детской наивности «Навсикаи из долины ветров» сорокалетней давности. Последняя на данный момент работа Хаяо Миядзаки ощущается как рефлексия над итогами жизни, недаром в истории Махито Хисако присутствуют черты биографии самого Миядзаки.
О «Мальчике и птице» можно говорить бесконечно много, но лучше всего делать это вне рамок обзоров и рецензий. Стоит отметить, что в кинозал на новое творение Миядзаки пришло много людей, а лучшие места во многих кинотеатрах были выкуплены за несколько дней до премьеры. Зритель проголосовал рублём, напомнив, что в России работы японского мэтра очень любят.
«Мальчик и птица» – знаковый мультфильм культового режиссёра, который однозначно достойна войти в золотой фонд его классических работ.
Трейлер