Кто такие менеджеры в общем понимании? Какие уровни управления бывают? В чем необходимость разделения по уровням управления? Какова роль специалиста на каждом уровне? – чтобы узнать ответы на эти вопросы, дочитайте статью до конца.
Кто такой менеджер?
Понятие “менеджер” довольно обширно. В общем смысле менеджер – это специалист, отвечающий за контроль и координацию деятельности группы людей или отдела внутри организации. Обычно менеджер отвечает за постановку целей, принятие решений, распределение ресурсов, качество предоставления услуг и обеспечение эффективного и результативного выполнения работы.
Какие бывают менеджеры?
Менеджеров можно классифицировать по нескольким признакам:
- По методу системы управления
– ситуационный менеджер;
– системный менеджер;
– процессный менеджер;
– инновационный менеджер;
– глобальный менеджер.
- По сфере деятельности в системе управления
– линейный менеджер;
– функциональный менеджер:
* финансовый менеджер
* менеджер по продажам
* менеджер по развитию
* менеджер по рекламе и многие другие.
- По иерархическому уровню
– руководители низшего (низового) звена;
– руководители среднего звена;
– руководители высшего звена.
На практике классификации могут быть индивидуальными для каждой организации в зависимости от ее особенностей и потребностей.
Для чего нужно разделение по уровням?
- Для установления четких линий подчинения.
- Для повышения эффективности через разделение труда.
- Для делегирования и расширения полномочий.
- Для возможности карьерного роста.
Менеджеры различных звеньев имеют разные уровни ответственности. Разделение позволяет распределить и четко обозначить обязанности и функции сотрудников на каждом уровне, направленные на благо и успех организации.
Это особенно актуально для крупных компаний, где прослеживается четкое разделение всей управленческой работы по уровням: по горизонтали и вертикали. По горизонтали находятся руководители отдельных подразделений. По вертикали наблюдается иерархия от высшего руководства к руководителям, стоящим на ступень ниже (и так до менеджера низового звена). Иногда по названию должности можно понять, на каком уровне в компании находится сотрудник. Часто в документах, инструкциях и рабочих чатах должности записаны в виде аббревиатур. Как разбираться в общепринятых сокращениях рассказали в статье.
Менеджер низшего звена
Менеджеры низшего звена (их еще называют младшие менеджеры, менеджеры первого звена или супервайзеры) – это сотрудники, в чьи обязанности входит руководство прямыми подчиненными. Их главная цель – обеспечить выполнение задач и процессов на оперативном уровне, следить, чтобы подчиненные имели необходимые ресурсы и были мотивированы для эффективного выполнения своих обязанностей. Менеджеры низшего звена дают рекомендации, разрешают конфликты и решают любые проблемы, которые могут возникнуть в их командах. Они являются связующим звеном между высшим руководством и исполнителями. Основные обязанности менеджеров низшего звена включают контроль за выполнением работы, назначение задач, обучение новых сотрудников и обеспечение соблюдения правил и политики компании.
Менеджер среднего звена
Основная задача менеджеров среднего звена – разработка и внедрение операционных планов в соответствии с общими стратегическими целями. Они отвечают за управление и контроль выполнения проектов, распределение ресурсов, координацию работы между различными отделами, обеспечение эффективной коммуникации во всей организации. Кроме того, менеджеры среднего звена также могут быть ответственными за подбор и обучение новых сотрудников и формирование рабочих групп и команд.
Менеджеры высшего звена
Менеджеры высшего звена (топ-менеджеры, менеджеры высшего уровня, руководители) занимают верхние позиции в иерархии организации. Это люди, которые являются лицом компании, отвечают за общее направление, успех и результаты ее деятельности. А также несут ответственность за принятие стратегических решений и установление политики организации. Менеджеры высшего звена тесно сотрудничают с менеджерами среднего звена, чтобы обеспечить эффективное распределение всех ресурсов и выстроить стратегию управления рисками. Высшее руководство также является своего рода посредником между компанией и внешней средой: инвесторами, партнерами и государством.
Основное различие между менеджерами низшего, среднего и высшего звена
Это различие заключается в их непосредственных обязанностях и уровне ответственности. Кроме того, менеджеры разных звеньев также имеют разную степень авторитета и решающую стратегическую роль.
В заключение хочется отметить, что менеджеры низшего, среднего и высшего звена являются неотъемлемыми частями любой организации, каждая из которых имеет разные роли и обязанности. Менеджеры низшего звена контролируют повседневную деятельность, менеджеры среднего звена устраняют разрыв между менеджерами нижнего звена и высшими руководителями, а топ-менеджеры обеспечивают стратегическое руководство и общее лидерство. Понимание различий между этими уровнями управления необходимо для того, чтобы организации могли эффективно функционировать и достигать своих целей.
Какого уровня в менеджменте вы хотели бы достичь? Что мешает добиться желаемого?
Ставьте 👍🏼 статье, если было полезно.
Подписывайтесь на канал Swiss International Institute Lausanne — SIIL, чтобы не пропустить новые статьи.