Найти в Дзене

Разбираемся в искусстве XX века (для новичков)

XX век стал периодом беспрецедентных изменений в мире искусства, отражающих глобальные политические, социальные и технологические сдвиги. Искусство XX века характеризуется экспериментами, разрушением традиционных форм и поиском новых средств выражения. Давайте посмотрим на основные направления развития искусства прошедшего века. Модернизм Начало века ознаменовалось расцветом модернизма, который стремился отразить современный опыт через инновационные формы и техники. В искусстве это привело к развитию множества направлений: Фовизм (начало 1900-х) – движение в живописи, основанное на использовании ярких, чистых цветов и простых форм. Для данного стиля характерно буйство красок, обобщенность силуэтов, простые очертания. Анри Матисс был одним из ведущих представителей этого направления. Кубизм (1907-1914) – революционное движение, возглавляемое Пабло Пикассо и Жоржем Браком, отказавшееся от традиционной перспективы и представившее мир в виде геометрических форм. Футуризм (начало 1910-х) –

XX век стал периодом беспрецедентных изменений в мире искусства, отражающих глобальные политические, социальные и технологические сдвиги. Искусство XX века характеризуется экспериментами, разрушением традиционных форм и поиском новых средств выражения. Давайте посмотрим на основные направления развития искусства прошедшего века.

Модернизм

Начало века ознаменовалось расцветом модернизма, который стремился отразить современный опыт через инновационные формы и техники. В искусстве это привело к развитию множества направлений:

Анри Матисс. Танец
Анри Матисс. Танец

Фовизм (начало 1900-х) – движение в живописи, основанное на использовании ярких, чистых цветов и простых форм. Для данного стиля характерно буйство красок, обобщенность силуэтов, простые очертания. Анри Матисс был одним из ведущих представителей этого направления.

Кубизм (1907-1914) – революционное движение, возглавляемое Пабло Пикассо и Жоржем Браком, отказавшееся от традиционной перспективы и представившее мир в виде геометрических форм.

Филиппо Томмазо Маринетти
Филиппо Томмазо Маринетти

Футуризм (начало 1910-х) – итальянское движение, восхваляющее технологический прогресс, динамику и скорость.

"Черный квадрат" Малевича
"Черный квадрат" Малевича

Абстракционизм

Это направление начало развиваться в 1910-х годах и стало одним из ключевых в XX веке. Важнейшими его представителями были Казимир Малевич с его "Черным квадратом", символизирующим новое начало, и Василий Кандинский, один из пионеров абстрактной живописи.

Картины Рене Магритта
Картины Рене Магритта

Сюрреализм и Дадаизм

В ответ на ужасы Первой мировой войны появился провокационный дадаизм (1916-1922), который отвергал логику и рациональность. Одним из его основателей был Тристан Цара. Сюрреализм (1920-е - 1930-е), возглавляемый Андре Бретоном, стремился освободить подсознание и объединить мечты с реальностью. Знаменитые художники этого направления – Сальвадор Дали и Рене Магритт. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Абстрактный экспрессионизм

После Второй мировой войны центр искусства переместился из Европы в США. Абстрактный экспрессионизм (1940-е - 1950-е) стал первым американским движением, получившим международное признание. Джексон Поллок с его "каляканием" был одним из его ключевых фигур.

Поп-арт и минимализм

1960-е годы принесли поп-арт, который использовал элементы массовой культуры и рекламы. Энди Уорхолл и Рой Лихтенштейн стали символами этого движения. Минимализм, напротив, стремился к простоте формы и содержания. Дональд Джадд и Фрэнк Стелла были его видными представителями.

Сол Левитт
Сол Левитт

Концептуализм

В конце 1960-х – начале 1970-х возник концептуализм, который подчеркивал идею за произведением искусства больше, чем его физическое воплощение. Сол Левитт и Йозеф Кошут были одними из первопроходцев этого направления.

Джефф Кунс
Джефф Кунс

Постмодернизм

К 1980-м годам постмодернизм начал критиковать основы модернистского искусства, играя с пастишем (подделка, имитация, подражание), пародией и интертекстуальностью (формирование смысла текста другим текстом). Джефф Кунс и Дженни Хольцер представляют этот период.

Искусство XX века невозможно свести к одной тенденции или стилю; оно многообразно и сложно. Новые движения появлялись одно за другим, каждое со своей уникальной эстетикой и философией. Этот период оказал огромное влияние на развитие современного и постсовременного искусства. В следующих статьях подробнее разберем некоторые направления. В частности, постмодернизм заслуживает отдельной статьи, поскольку он особо сложен для неподготовленного восприятия.