В будние дни во время перемен, когда старших девочек не было в школьном коридоре, то в нем воцарялись шум, гам, беспорядок. Мальчишки лихо носились по коридору. В дни представлений старшие девочки весь день были в костюмах, в которых они выступали. Буржуазная сволочь – буржуи, купцы, попы, кулаки, генералы, – появляясь в перемену в коридоре, подвергалась шалостям со стороны мальчишек. Девочки, играющие положительных героев: рабочих, солдат, матросов пользовались особой симпатией и уважением. Они наводили порядок в коридоре. С особой легкостью и удовольствием это делала Оксана. Она была самой рослой девочкой, играла главные положительные роли.
Жизнь и Витины книжные представления о ней пришли в серьезное противоречие в то самое время, когда Оксана смотрела за порядком. Сценка, которую показывали девочки на уроках, была приурочена к годовщине Октября. Было показано, как происходила Великая Октябрьская революция. Оксана была революционным матросом, который разогнал правительство, притеснявшее народ. Костюм Оксаны соответствовал плакатам. Вид Оксаны внушал мальчишкам трепет. Для порядка, ей достаточно было медленно гулять по коридору. Мальчишки жались к стеночкам, уподобляясь девчонкам. Глядя на присмиревших при виде Оксаны озорников, Витя подумал, что, ведь они, прекрасно знают, что она девчонка, а не могучий матрос. Оксана такая же девчонка, как и те, которые в своих легких пышных платьицах кажутся воздушными созданиями. Какая там у них может быть сила и смелость! Девочки на днях рождения постоянно показывали, до чего же они слабенькие. Эти сорванцы, рассуждал Витя, не имели дела с девочками, ничего про них не читали. Поэтому они принимали кажущуюся силу Оксаны за настоящую. Стоит любому сорванцу лихо промчаться по коридору и слабость девчонки проявится. Витя ждал, ждал этого, но на то, чтобы привычно пробежаться по коридору, никто не осмеливался. Эх, мечтал Витя, подсказать бы мальчишкам, что матрос слаб и робок. Он бы и подсказал, но они не поверят.
Ну, пусть не верят, решил Витя. Я и сам могу промчаться по коридору так стремительно и мощно, что Оксана проявит себя слабой девчонкой. Вите хотелось самому убедиться в слабости девчонки и показать ее мальчишкам на примере Оксаны, выглядевшей таким смелым и могучим матросом, что не подступись. Мальчик не боялся шалостью рассердить Оксану. Он знал, что девчонки не обижаются на шалости. Девочки, игравшие буржуазную сволочь, выходили в коридор без надобности, как бы специально, чтобы подвергаться шалостям. Поэтому Витя был уверен, что могучий матрос спасует перед его шалостью, но примет ее спокойно. Однако мальчишке, который ни разу не шалил и по коридору не бегал, дерзко пошалить невероятно трудно. Хоть бы разок, досадовал Витя, ему бы до этого пробежаться по коридору. Может отложить все это до другого раза. Но, что же он за трус! Как уверенно держится робкая девчонка Оксана! Нет, решил Витя, надо пошалить именно сейчас, пока можно убедиться в слабости такого грозного матроса. Откладывать нельзя. Могут выйти матросы или солдаты и организуют массовые игры. Тогда уже не побегаешь!
Вот мальчик, собрав всю свою волю и решимость, бросился бежать, так, как прыгал с высокой крыши в сугроб, не думая о последствиях. Разбежался он, как можно сильнее, и побежал прямо на матроса. Оксана, струсив, обязательно отскочит, так как у слабеньких, робких девчонок удивительно быстрая реакция. Так и оказалось. Реакция Оксаны на Витину пробежку была мгновенной. Матрос кинулся Вите навстречу, подхватил мальчишку и поднял его. Витя оказался в воздухе в беспомощном положении. Матрос мог делать с мальчиком, что угодно. Витя чувствовал неимоверную силу его рук, для которых он был пушинкой. Могучий матрос осторожно поставил мальчика на ножки и отпустил, сказав: "Ступай и больше по коридору, сломя голову, не бегай!"
Витя убедился, что девчонка может быть даже более могучей и ловкой, чем она выглядит. Это в самом корне противоречило сложившимся у мальчика книжным представлениям. У Вити уже были в жизни противоречия.
Серьезные противоречия возникли из-за выступлений старших девочек. Сценка и объяснение учительницы производят яркое впечатление, которым хочется поделиться с мамой, которая сама спрашивает, что в школе было. Однако оказалось, что нельзя рассказывать маме ни о представлениях, ни о том, что говорила учительница. Маме активно не нравилось все, что Витя рассказывал, начиная с того, что нельзя девчонкам одевать штаны. Это грешно, стыдно и исключительно безобразно. Мама бурно возмущалась девчонками, чего Витя не понимал. Ведь девочки были одеты прилично. В такой одежде ходят же мужчины. Девочки ни капельки не стеснялись своих костюмов. Старшие девочки, которые жили рядом со школой, приходили из дома прямо в штанах и в них же уходили домой. Посторонние люди принимали этих девочек за мальчишек. Витя не понимал, что в этом может быть стыдного или неприличного. В школе никто к девочкам не придирался. Наоборот, им все помогали, их всячески поощряли. Учительницы девочек нахваливали и всячески им помогали. Витя был совершенно уверен, что его мама возмущается девчонками зря.
Самую серьезную проблему ставила мамина реакция на содержание выступлений девочек и рассказ учительницы. Маму нельзя было остановить, когда она кляла нынешнюю жизнь, взахлеб хвалила то, что было до революции, когда очень вкусная булочка стоила три копейки, а теперь таких булочек уже нет, и что большевики обманули народ. В школе и на уроках и на октябрятских звездочках говорилось иное, что раньше царь, помещики и буржуи угнетали народ, который жил плохо, так плохо, что дальше некуда и ему было уже нечего терять, кроме своих цепей. Пришли большевики и с помощью героических рабочих, солдат и матросов, совершавших подвиги, они освободили народ, который теперь чувствует себя свободным. Народ уже от этого живет много лучше, хотя многого и не хватает. Пройдет время, и народ будет жить еще лучше и уже бы жил очень хорошо, если бы не мешали пережитки прошлого в сознании людей и буржуи, которые мешают строить новую жизнь и избавляться от пережитков.
Школа была убедительнее мамы с ее ненавистными пережитками прошлого. Мальчик не мог пойти против всех мальчишек, учительницы, старших девочек и всех лозунгов и плакатов. В пользу школы оказался бурный мамин протест против старших девочек в “безобразных штанах”. Штаны не безобразная, а самая удобная одежда. Девчонкам хочется ее носить, но на это они решиться не могут, так как их застыдят. Стыдят их женщины, считающие, что в штанах девчонкам неприлично. Витя считал, что более неприлично носить юбку, которую легко задрать на девочке под ее отчаянный визг, а штаны задери, попробуй! Все дело в пережитках прошлого. Витя думал, что он на месте девчонок носил бы только штаны. В результате революции это возможно, а девчонки на это не могут решиться, так как они трусливы. Вите было ясно, что раз мама придирается к девочкам зря, то она также зря придирается и к большевикам.
Свой личный конфликт Витя решил. Мальчик продолжал верить в слабость и робость всех девчонок на свете. Необычайной силе Оксаны Витя нашел объяснение. Оксана была матросом понарошке, а девчонки в этих случаях умеют действовать так, как тот человек, которого девочка понарошке изображает. Силу, проявленную слабенькой Оксаной, Витя объяснял тем, что девочка, понарошке уверенно представляющая себя кем-то, получает вместе с уверенностью, что она – этот человек, характерные качества этого человека – смелость или трусость, силу или слабость и другие. Девочка, понарошке, ставшая грузчиком, может нести такую тяжесть, которую осиливает этот грузчик, а сама девочка ни за что с этой тяжестью не справится.
Почему же Витя не тронул книжных представлений вопреки очевидности? Он уж и не так склонен был верить книгам. Причина верить в женскую слабость заключается в том, что в нее хочется верить. По мере того, как мальчик узнавал девочек, для него вырисовывались их сильные стороны. Они прелестны, красиво одеты, артистичны, веселы, умны, благородны, старательны, аккуратны, прилежны, хорошо и легко учатся. У девчонок нет недостатков. Одноклассницы так хорошо учились, что Витя не мог их догнать в учебе. А старшие девочки, которые могут все? Неужели они вдобавок ко всему этому смелые и сильные?
В книгах была другая сторона девчоночьих качеств, которая уравновешивала их положительную сторону. По книгам выходило, что женщины слабые, робкие, и настолько неприспособленны к реальной жизни, что хуже нельзя. Вите хотелось верить книгам, чтобы не слишком завидовать девочкам.
Таким образом, в этот раз, несмотря на противоречие с жизнью, книжные представления мальчика о женской слабости устояли и долго никаким дальнейшим испытаниям не подвергались, так как мальчик не имел дела с девочками.
Мальчик стал юношей, когда вновь общался с девушками. В войне с Германией страна использовала резервы. Солдат из ПВО, заменяя инвалидами, отправляли на фронт. Так Витя в 1942 году, забракованный медкомиссиями, попал в ПВО. К инвалидам добавили девушек. Витя нес армейскую службу командира прожекторного расчета с 5 девушками и шофером инвалидом. Девушки достойно несли службу. На отдельной позиции требовалось делать все. Когда Витя, как начальник, брался за сложную и трудоемкою мужскую работу, то девушка, говоря: «Дай, я!» выполняла ее быстрее и лучше Витеньки.
Представления о слабости девушек способен разрушить всего один эпизод Ночь. Тревога. Надо включать прожектор. Витя старается завести машину. Крутить рукоятку тяжело. Удается провернуть мотор медленно всего на пол-оборота. Так его не завести. Шофер подзывает Дюдяеву. Девица крутит мотор вкруговую да так быстро, что он затарахтел. У девиц исчез их единственный недостаток!!!
Авторы книг правы только в том, что девушка, когда хочет, великолепно преображается в мальчика. Кончилась война. Солдаты в казармах в строгой изоляции от девиц. Встречается мальчик солдат. Поравнявшись с Витей, он смотрит на него так, будто бы он его знает. Витя двинулся дальше, а солдат девчоночьим голоском окликает: "Сержант, не узнаешь! Я же Семигуллина!" С ней Витя жил на позиции. В мужской форме, стриженную, девушку не узнать. Ее постригли. Подруги уговорили ее и помогли ей нарядиться пареньком, чтобы относить их записочки в мужскую казарму, к которой девушкам нельзя подойти.
Девушки – это удивительно сильный народ. Какой там слабый пол! Прекрасный да! Что бы самое невероятное ни писали о девушках в книгах, все будет правдой и всему этому можно верить! Всегда найдется девушка, которая это немыслимое сможет сделать и сделает! Девушки могут все!!!