«Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне сделать самому - и я пойму»
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины по праву считаются советскими педагогами-новаторами. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали нетрадиционную систему воспитания.
Впервые о Никитиных начали говорить в конце 50-х годов XX века. Именно они заложили основы родительской педагогики. По мнению Никитиных, роль родителей в их системе воспитания, как части педагогики сотрудничества, должна сводиться к наставничеству, умному наблюдательству, созданию в обыденной жизни развивающей и обучающей среды, которая подтолкнет ребенка к саморазвитию. Их педагогика сознательного родительства была нацелена на всемерное развитие интеллектуальных, творческих, физических и трудовых способностей детей с самого раннего возраста.
Основные педагогические принципы Б.П. Никитина
- Предельно раннее начало развития ребенка, начиная с внутриутробного.
- Максимально разностороннее развитие сенсорной и скелетно-мышечной системы организма.
- Тщательная отработка развивающих методик и стимулов до начала применения.
- Создание разнообразной среды для деятельности с рождения ребенка (с учетом увлеченности).
- Работа на наивысший конечный результат в развитии ребенка: физические параметры — на рекорд, психические — без предела.
- Полная свобода и самостоятельность детей во всем.
- Заинтересованность взрослых во всех детских делах.
Дети Никитиных приступали к изучению математики и письма в возрасте 3-4 лет. Супруги старались воспитывать своих ребят в условиях, максимально приближенных к естественным, уделяли большое внимание закаливанию, физической активности, предоставляли детям полную свободу движения с рождения.
Описание основных интеллектуальных игр Никитиных
- «Сложи узор» — от 12 месяцев, математическое мышление.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
- «Сложи квадрат» — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
- «Рамки и вкладыши» — от 10 мес., сенсорное развитие.
Такой подход позволяет добиться комплексного физического и интеллектуального развития.
Способствует совершенствованию логики, сообразительности, пространственного мышления, фантазии, памяти, умения находить нестандартные пути.
Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.
Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно на школьной скамье.