В Заводском районе Саратова непосредственно около детского образовательного учреждения разместили баннер с мужским спа-салоном, что вызывает недоумение у горожан. С такой проблемой в редакцию «Четвертой Власти» обратилась неравнодушная местная жительница по имени Маргарита, которой пока не удается сдвинуть с мертвой точки данную ситуацию.
Речь идет о наружной рекламе мужского спа-салона «Распутин», которую расположили рядом с гимназией №34 имени Ермолаева (проспект Энтузиастов, 48). По словам горожанки, данный баннер «прекрасно просматривается при выходе из гимназии». Кроме того, вопрос об этичности его размещения поднимался в соцсетях еще в сентябре 2022 года, однако и тогда рекламу убрать не удалось. В то время на месте «Распутина» находилась информация о другом мужском спа-салоне.
Чтобы добиться демонтажа баннера, саратовчанка обращалась в мэрию, к депутатам гордумы данного округа, но меры никакие не принимались. Один из депутатов гордумы все-таки отнесся к вопросу с большим пониманием и обеспокоенностью, из-за чего поднимал вопрос о данной ситуации на заседании.
Посредством обращения к председателю комитета облдумы по образованию и культуре Александру Блатману удалось узнать точку зрения регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Из полученного ответа стало ясно, что ведомство не нашло нарушений рекламы, не дало предписаний. В УФАС лишь попросили демонтировать баннер, но чиновникам отказали.
Между тем на недавнем заседании облдумы депутаты заслушали информацию о деятельности антимонопольной службы. Тогда руководитель ведомства Елена Рысева сообщила, что горожан возмущает обилие неэтичной и непристойной рекламы.
«Поступало много обращений, в которых граждане возмущались неэтичной, по их мнению, рекламой. Однако в законодательстве отсутствует понятие «неэтичная». Запрещено использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов. Если с бранными словами все очевидно, то категория «непристойное и оскорбительное» является оценочной. Одна и та же реклама воспринимается разными людьми неодинаково», – добавила Рысева.
Несмотря на то, что в УФАС не обнаружили нарушений в указанной выше рекламе, Маргарита считает, что признаки все же имеются:
1. Недостоверность (часть 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). По мнению саратовчанки, это не мужской клуб, как указано вверху билборда, а спа-салон эротического массажа. Такое можно узнать, посетив сайты самой организации.
«УФАС по Саратовской области не посчитал нужным проверить рекламу на баннере на предмет достоверности», – отметила горожанка.
2. Критерий отнесения рекламы к оскорбительной и непристойной (часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). В числе требований, которые вбирает в себя статья, – запрет на использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Так, на баннере крупным планом изображены женские губы с яркой красной помадой и язык, прикасающийся к двойной вишне. Это, очевидно, указывает на определенный сексуальный подтекст, так как изображение не относится к рекламе товаров и услуг, связанных ни с плодово-ягодной продукцией, ни с тематикой косметики и косметологии. Кроме того, подобное изображение уже использовалось на баннерах других мужских спа-салонов с той же направленностью услуг (например, на баннере около моста Саратов-Энгельс).
«Данное изображение не только уродует психику и восприятие подрастающего поколения, но и формирует определенное отношение к жизни: девочки – товар, мальчики – потребители данного товара, уничтожает нравственные ценности. Данное изображение оскорбляет честь и достоинство женщины, формирует уничижительный ее образ», – возмутилась заявительница.
3. Недостоверность слогана (статья 5 ФЗ «О рекламе»). Реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламными товарами, или осуждать таких лиц. Баннер, где имеется надпись «Территория настоящих мужчин», приобретает такой контекст – мужчины, которые не пользуются услугами таких спа-салонов, видимо, являются не настоящими мужчинами, а иного плана.
«Порядочные мужья и отцы, те, кто добросовестно трудятся, уважают свою семью, защищают Родину – они мужчины ненастоящие, исходя из логики данного транслируемого текста?» – задалась вопросом саратовчанка.
Читательницу «4В» также поразил тот факт, что в свете новых задач и курса страны, связанного с воспитанием и нравственностью, решить данный вопрос на региональном уровне не представляется возможным уже долгое время.
Напомним, что на Привокзальной площади областного центра также размечался билборд с мужским клубом «Приват». Региональное УФАС принимало решение демонтировать баннер с некорректным содержанием.