Найти тему

Юлия Картошкина. Разговоры про живопись и не только

Юлия Картошкина – яркий представитель современного поколения русских художников. Родилась в Москве в 1985 году. Окончила курсы в МХГПА им. Строганова и Российскую Государственную Специализированную Академию Искусств (мастерская О.Н.Лошакова). Член Международного Художественного Фонда. Член Московского Союза Художников. Работы Ю. Картошкиной находятся в Саратовском музее имени Радищева и в частных российских и зарубежных коллекциях. На сегодняшний день Юлия – участница более 70 выставок, из них 12 - персональных в знаковых арт-пространствах России. Куратором выставки Картошкиной «С пылу, с жару» (январь-март 2023 года) в Музее лубка и наивного искусства стала известный искусствовед Лариса Кащук, она же очень точно определила феномен творчества Юлии: «Всё очевиднее становится, что на смену иллюзорному постмодернизму с его ироническим отрицанием истины, реальности и идеалов приходит эпоха «новой искренности». Она несёт честное признание того факта, что мы все заперты в своеобразных, весёлых или пугающих, но всегда настоящих мирах, откуда не сбежать при помощи какой-то интеллектуальной уловки, иронии или сарказма. Вследствие этого непреложной ценностью становится собственный опыт и заботливое, уважительное отношение к другому, который являет собой такой же цельный и уникальный мир, как ты сам»( из сопроводительного текста».

Юлия Картошкина
Юлия Картошкина

Встреча с творчеством Юли Картошкиной для меня началась с недоумения: а что, так можно было? А что, можно играть?.. «Шар и Крест» (Группа в FB от Максима Боксера, галериста, коллекционера, где с начала карантина 2020 года активно публиковались и продавались работы современных художников.), где я впервые увидела ее работы был (да и остается) пространством игры, загадок и недосказанностей. И хотя казалось, что так и надо, в группе мелькнули Юлины более ранние работы – из «крестьянского» цикла. В них игры не было. Иконописные удлиненные фигуры, разлитое в сером молчание, дымка неясного света – и тогда стало ясно, что не все так просто с автором.

На презентации толстенного каталога выставки работ художников из группы «Шар и крест» «Выбор коллекционера» в Музее Декоративно-прикладного искусства мы на какой-то теме сошлись. Мы общались с Юлей и ее почти сокурсником и немного учеником Андреем Богатыревым невероятно тепло и весело. Настолько тепло, что решили прогуляться по Патриаршим, а вокруг была почти ночь и снежный февраль.

Андрей, словно герои его акварелей, будто танцевал на льду, и активно жестикулировал, Юля переводила его слова с жестового языка, переводила ему мои слова жестами – так мы пробирались мимо дедушки Крылова, обсуждали как непросто слабослышащим общаться, что это во многом иной мир. Мы остановились в уютном, полном цветов кафе. Я рассказала про журнал Пленэр – он был тогда совсем .юный: один выпуск. Услышав про пленэр, Юля очень оживилась. И как она обычно говорит – ярко, эмоционально рассказала, что очень любит пленэр, работу на открытом воздухе и у нее большой опыт зарисовок на улице, в метро.

Юлия Картошкина на открытии выставки «С пылу с жару» в Музее лубка и наивного искусства. Фотограф Александр Клищенко
Юлия Картошкина на открытии выставки «С пылу с жару» в Музее лубка и наивного искусства. Фотограф Александр Клищенко

И вот, спустя год, мы встретились продолжить разговор. За окном – снова снег. Мы с чаем в кафешке на Тверской. Передо мной походная клавиатура. Мы говорим громко, но людей почти нет. Юля подбирает слова, ей нужно выразить мысль как можно точнее, поэтому размышляет вслух. А за прилавком слева девушка-официант делает вид, что очень занята и никуда не уходит.
Юля, вот ты училась столько: и в Строгановке, и в Российской государственной специализированной академии искусств, а учит ли чему-то природа?

Вот возможно из-за института, мне и не хочется сравнивать природу с учебой! Нас учили очень жестко, чтоб все было правильно! Я не воспринимаю природу как то, что учит. Это не учение, пленэр... это диалог , общение с природой. с животными с птицами. Природа будто существо, которое подсказывает будущее. Бывает, человек одинок, и ему легче общаться с природой, чем с людьми. На природе художник настраивает свой внутренний мир.


За этим он и идет на пленэр, художник?

Когда я выхожу на природу, я ощущаю уверенность, а в мастерской – замкнутое пространство. Оно не дает свободу. А художничество вообще – это игра, удовольствие. Я когда рисовала с натуры, это было свободное движение. Пленэр – это такое радостное творчество! Если художник будет без пленэра, без работы на пленэре, он теряет взгляд в будущее.

Расскажи про свои опыты пленэров.

У меня был такой период в жизни, тяжелый. И я начала ездить в метро и рисовать людей. И меня это поддержало. Я чувствовала радость от самого процесса, не стеснялась рисовать. Люди многие улыбались. И это тоже дает радость, когда человек напротив улыбается! Я даже подарила какие-то зарисовки. В том году в Калмыкию на родину поэта Хлебникова мы ездили группой по приглашению Николая Малыгина, куратором была Виктория Харитонова. Я нашла место. Мне помогли расположиться. И очень быстро, с такой уверенностью я нарисовала за три часа семнадцать работ! Я поворачивалась кругом, а было так красиво. Воздух был полон красоты!
Храм в Саратове, картон гуашь, 30 40 2017 Работа находится в собрании Саратовского музея им А Н Радищева
Храм в Саратове, картон гуашь, 30 40 2017 Работа находится в собрании Саратовского музея им А Н Радищева


А как вообще проходит пленэр?

На пленэр беру картон крафт, гуашь. И начинаю с уверенностью, автоматически делаю. Даже не скажу с чего начинаю... Я просто перехожу в состояние творчества! И очень важно быть уверенным в себе. И должны быть положительные эмоции, чтоб был хороший пленэр. Я не думаю, будет хорошо или плохо. Не накручиваю. Как бывает: ой, а еда, а холсты…а главное настрой сохранить, положительные эмоции. А напряжение…убивает искусство. Надо быть расслабленным и спокойным.

Как же работать с такой уверенностью?

Надо много-много работать. Я много работаю. Вообще, трудоголик. Люблю свою работу. Начала рисовать беспрерывно, много, в 2016 году и так стала уверена в своей работе. Я поработаю, потом перерыв обязательно, и можно продолжать. Но принуждать себя к работе, когда нет желания, сил – не стоит. Голова должна быть свежей.

Мост .Камышин. Картон,гуашь,30×40, 2017
Мост .Камышин. Картон,гуашь,30×40, 2017

Ты участвовала в десятках выставок, ярмарок, у тебя такие яркие коллекционеры, можно сказать, ты находишься в эпицентре нашего современного искусства. Как ты к этому шла?

Я не стремилась специально к такому. Главное, чтоб дело было радостным. Приносило радость и мне. Поэтому в трудные времена возвращалась к образам деревни, где были дедушка, бабушка. Вообще я рисовала с детства! Мама говорила: я приду домой, не переоденусь, иду сразу рисовать. Лежала в больнице и там рисовала. В 10-11 лет мне сказали как-то: «Пусть всю жизнь Юля рисует». Это где-то на выставке было, в Доме художника, что ли…
Однажды в институте, во время диплома, я стояла у двери мастерской…и внутри себя услышала, что стану большим художником. И тут поняла, что идти надо – прямо! Никуда не сворачивать! Вот чувствуешь, что это твое, вот это – твой стиль. Так иди по пути с ним! Но это интуиция подсказывает. И я ей доверяю. Не надо бояться, главное. Очень многие не уверены в себе, и это видно по работам. Успешный художник – чувствуется его энергетика.

Чья же энергетика тебя тронула?

Раньше любила Таира Салахова. Когда первый раз взяла его книгу в библиотеке, меня и картины, и книга поразили. Еще Виктор Попков. Они очень монументальные, сильные, мужественные. Они не боятся показывать, что-то трагическое, драматическое.

Голубь. Бумага, пастель, 2014
Голубь. Бумага, пастель, 2014

А вообще хорошо быть художником?

Мне повезло, что я стала художником. Это тяжелая профессия, но приносит радость. Почему люди рисуют? Очень многие люди переживают, не могут высказать… и душа хочет рисовать. Не голова, а – душа! Именно она хочет творчества. После ухода на пенсию многие начинают рисовать. А не надо откладывать! Время рисовать всегда есть! Хоть 15 минут, но это твой выбор рисовать или нет. «Нет времени» – это, другими словами, страх, та же неуверенность.

Ты еще и коллекционер.

Да. Стать коллекционером сложно. Надо столько думать. Но это очень интересно. Почему коллекционерами становятся? Я читала Костаки – он очень интересный! Потому что бывает профессия очень напряженная, люди устают, а вот сталкиваются с искусством – и чувствуют себя лучше. Я беру то, что дает радость. Я так однажды пришла после выставки, очень устала… но открыла «Шар и Крест», увидела картину и купила – и усталость сразу прошла!

Ты работаешь в разных техниках, но всегда узнаваема! Есть какой-то любимый материал?

Я люблю теплый материал. Вот крафт – очень теплый. Люблю графические материалы, уже соскучилась по ним, давно не рисовала. Я очень люблю графику, хорошие линии, свободное движение руки…
И вообще люблю материалы, связанные с деревом, даже в детстве что-то строгала, ремонтировала. Разные материалы подходят к разным задачам. Я не люблю стоять на одном месте. Хорошо менять материалы. С ними и отношения разные. Я думаю: о! Вот это буду рисовать или акрилом, или гуашью…Смотря по задаче. Животных, например, мне нравится делать акрилом. А когда работала сухой пастелью, надевала респиратор, хоть она мне и по здоровью не подходит. Композиции – очень нежной масляной пастелью. Поначалу я работала маслом. Оно такое нежное. Им можно уверенно и спокойно работать. Я прямо руками рисовала. Но растворитель!.. И для пленэра мне его тяжело тащить. Поэтому и на камышинский пленэр с Флоренским и я взяла гуашь. И оммажи я сама выбрала делать гуашью. Мне показалось, что их надо именно гуашью! Хочу посоветовать всем художникам поработать гуашью! Это такую радость дает! Когда был тяжелый период, я работала гуашью, и это очень мне помогало. Может быть потому , что я с детства рисовала гуашью и с ней я будто опять возвращаюсь в детство.

В чем сила художника?

Он и атмосферу, и внутренний мир, и энергетику передает через картину. И никак без чувства юмора!



Кафе закрывалось. Юля сказала много добрых слов официантке. Та сияла. Мы осторожно побрели к метро. Вокруг шумели машины, пробегала артистическая молодежь. Мы продолжали говорить о чем-то вокруг искусства, да и просто «за жизнь». Шли по ледяному тротуару и не ясно, кто кого поддерживал.
–Не переживай! Все будет хорошо. Хорошо!

Осмысляя встречу – а в 22-ом году я очень ясно осознала, что именно встреча и есть чудо – Юлины слова, что не надо бояться, ее радостное, дарящее тепло общение, я вдруг вспомнила слова апостола: «В любви нет страха». И все сразу сложилось, и стало ясно: и почему гуашь, и детство, и почему встреча греет, и почему так красиво: «…Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Агата Соколова, член ассоциации художников-пленэристов.

Статья опубликована в
журнале "Пленэр" #2 (11) 2023 г.