SEA, MEB, SEPA и так далее. Мы часто сталкиваемся с названиями этих платформ, которые лежат в основе многих электромобилей и гибридов. По сути, они представляют собой масштабируемое шасси, на которое можно ставить различные типы кузова. Использование современных платформ позволяет автомобильным компаниям быстрее разрабатывать новые модели. А в чём разниц между этими архитектурами? Разбираемся вместе.
MEB - Volkswagen
И начнём мы с архитектуры, о которой многие слышали чаще всего. Речь идёт о немецкой платформе MEB, которую используют модели концерна Volkswagen. Её разрабатывали в качестве электрического аналога архитектуры MQB для бензиновых автомобилей. Поэтому ряд компонентов у этих платформ общий.
MEB была разработана в 2017 году. В планы концерна входит использовать её до 2025 года. Данная архитектура подходит для ситикаров, кроссоверов, седанов, минивэнов и универсалов. Привод может быть задним или полным. Исключительно переднеприводной компоновки не предусмотрено. Автомобили на архитектуре MEB отличаются запасом хода от 330 до 550 км.
Первым автомобилем на архитектуре MEB стал Volkswagen ID.3. Сейчас это «тележка» лежит в основе множества автомобилей Audi, Cupra, Skoda и даже Ford. Но есть у MEB и минус – она не поддерживает работу наиболее современных систем автономного вождения.
Именно поэтому Volkswagen выкупил права на использование архитектуры E/E у китайского производителя XPeng. Она поддерживает новейшие функции активной безопасности и станет опорой Volkswagen Group до старта производства автомобилей на следующей архитектуре SSP. Её разработку планируют завершить в 2030 году. Что касается стартапа XPeng, он переводит свои автомобили на новую платформу под названием SEPA 2.0.
SEPA 2.0 – XPeng
Архитектура SEPA 2.0 – это очень гибкая модульная платформа с огромным потенциалом для масштабирования. На ней могут быть построены автомобили с любым типом кузова и колёсной базой от 1 800 до 3 200 мм. При этом SEPA 2.0 позволяет сделать 80% компонентов автомобилей на её основе взаимозаменяемыми.
Другое преимущество SEPA 2.0 – повышение эффективности системы активной безопасности на 30% и снижение затрат на разработку умных технологий на 50%. SEPA 2.0 поддерживает высоковольтную систему 800В, которая позволяет увеличить скорость зарядки электромобилей на 50%. А использование большого количества алюминиевых элементов позволяет снизить вес автомобилей на 17%.
Первым автомобилем XPeng на новой архитектуре стал кросс-купе G6. Второй моделью станет минивэн X9. А до 2025 года китайский стартап выпустит ещё пять электрокаров на данной архитектуре.
SEA – Geely
Ещё одна известная архитектура электромобилей – SEA, разработанная компанией Geely. Она лежит в основе множества автомобилей Zeekr, Lotus, Polestar, Volvo, Smart и так далее. За разработку данной платформы отвечал Кент Бовеллан, 21 год проработавший на Saab и 10 лет сотрудничавший с Volvo. Это – высокотехнологичная архитектура, предназначенная для относительно дорогостоящих моделей с колёсной базой от 2 650 мм.
На деле, в состав архитектуры SEA входят сразу шесть версий, предназначенных для автомобилей разного класса:
- SEA 1: для средне- и полноразмерных автомобилей;
- SEA 2: для компактных автомобилей;
- SEA Entry: для городских автомобилей начального уровня;
- SEA Sport: для наиболее спортивных автомобилей;
- SEA Commercial (также известна, как SOA): для коммерческих автомобилей с массой 3,5-5,5 тонны;
- SEA M: для автопилотируемых роботакси
Архитектура SEA поддерживает установку батарей ёмкостью до 140 кВт·ч, пневматической подвески и системы четырёхмоторного полного привода. В отличие от той же «тележки» MEB, SEA поддерживает возможность производства автомобилей как на заднем, так и исключительно на переднем приводе. А ещё платформа подразумевает возможность применения последовательной гибридной системы, где ДВС выполняет роль генератора.
Первой моделью на платформе SEA стал Zeekr001. А недавно в продажу вышла его спортивная версия с 4 электромоторами мощностью 1 300 л.с.
CHN – Avatr
Автомобили Avatr базируются на архитектуре CHN, разработанной силами сразу трёх крупных китайских концернов Changan, Huawei и CATL. Это – архитектура премиального уровня предназначенная для электромобилей высокого класса.
На основе CHNможно создавать автомобили с колёсной базой 2 800 – 3 100 мм, оснащая их как моноприводом, так и 4WD. Пиковая мощность этих силовых установок составляет 465 кВт (632 л.с.). Архитектура позволяет устанавливать на автомобили пневматическую подвеску и батареи ёмкостью 90-135 кВт·ч. А ещё эта платформа поддерживает высоковольтную платформу 900В. В результате зарядить 200 км пробега таким автомобилям можно за 10 минут.
На данный момент на архитектуре CHN построены два автомобиля – кросс-купе Avatr 11 и хэтчбек Avatr 12.
Shanhai – Neta
Современные электромобили Neta построены на высокотехнологичной архитектуре Shanhai (не путать с Shanghai). Недавно компания представила новое поколение этой платформы. Она поддерживает высокопроизводительную систему полного привода, позволяющую электромобилям разгоняться до 100 км/ч за 3 секунды. При этом Neta заявляет, что общий запас хода таких автомобилей превысит 1000 км. А зарядить 500 км пробега от зарядной станции постоянного тока будет можно за 15 минут.
Использование платформы Shanhai позволяет сократить срок разработки новых автомобилей на 30%. Другое преимущество – низкий вес и поддержка установки пневматической подвески с системой активного демпфирования.
На данный момент на архитектуре Shanhai построены модели Neta S и Neta GT. А первой моделью на новой версии архитектуры станет кроссовер Neta L. Он выйдет в продажу в 2024 году.
Конечно, это – далеко не все платформы, которые существуют в автомобильной промышленности. Так, у компании SAIC есть архитектура iO Origin, которую будут использовать модели Audi. Стартап Leapmotor располагает решением LEAP 3.0, на основе которого будут разрабатываться электромобили для концерна Stellantis. Тем не менее, мы кратко рассказали об основных платформах, которые используются в индустрии электромобилей.
Напомним, что в шоурумах компании Electrocars вы можете купить из наличия или заказать любой интересующий вас электромобиль или гибрид китайского производства. А на модели марок Zeekr, Li Auto, HiPhi, Neta и RISING мы предлагаем гарантию. Кроме того, мы предлагаем приобрести не только автомобили, но и зарядные станции от мирового производителя Star Charge. Следить за нашими обновлениями можно в социальных сетях Telegram, Яндекс Дзен, YouTube и ВКонтакте. А найти нас можно по адресам:
— г. Челябинск, ул. Свободы, д. 91, корпус 1 А; +7 (351) 750-77-50
— г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 140; +7 (343) 328-10-10