Найти тему

Методика Глена Домана

Оглавление

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

Основные принципы методики Глена Домана просты и надежны:

  1. Чтобы преуспеть в раннем развитии, нужно позаботиться, чтобы мозг малыша активно работал в период от 0 до 3 лет (каждый день).
  2. Развитие тела не менее важно, чем развитие интеллекта. Двигательные упражнения и навыки влияют на ум ребенка.
  3. Примерно до 5 лет малыш самостоятельно мотивирует себя познавать мир, его не нужно стимулировать дополнительно. После 5 лет требуется помощь родителей.
  4. Мозг требует регулярных ежедневных нагрузок, чтобы развиваться, учиться новому, обрабатывать массивы информации.
  5. Упражнения уместны, когда ученик действительно в них заинтересован. Если ребенок не проявляет интерес к занятиям, стоит перенести их на несколько часов.

Доман считал, что любой малыш имеет шанс проявить себя, раскрыть внутренний потенциал. Но важно не упустить момент, посвятить время ребенку, сконцентрироваться на его потребностях.

Методика гуманна: родитель не давит на своего ребенка, не гонится за нормой. Занятие заканчивается до момента, когда ребенок почувствует усталость и скуку, дети до года быстро утомляются, необходимо за этим следить и не перегружать занятиями. Однако проведение упражнений заранее продумано до мелочей: взрослый ответственен за постоянный поток новых знаний, который должен усваиваться малышом ежедневно.

Чему можно научиться благодаря методу Глена Домана?

  1. Счет. Используются карточки с разным количеством точек.
  2. Чтение. Доман предлагает с 3 месяцев показывать малышу карточки с крупно напечатанными словами, произнося их вслух.
  3. Иностранные языки. Слова запоминаются по тому же принципу, что и в родном языке.
  4. Общие знания о мире. Объекты делят на категории, демонстрируя их малышу поочередно, чтобы он запоминал их в соответствии с классификацией.

С какого возраста начинать занятия?

Глен Доман утверждал, что за первые 5 лет жизни человек накапливает максимальное количество навыков. Мозг находится на пике активности, жадно впитывает то, что ему демонстрируют. До 5-6 лет малышу нужно создавать условия для развития, больше от родителей ничего не требуется.

С 3 месяцев кроху пора приучать к ежедневным тренировкам разума: на этом этапе малыш начинает понимать происходящее, демонстрируя реакции в ответ на действия взрослых.

Как применять методику в домашних условиях

Принципы методики Домана понятны, не требуют особой подготовки. Вот перечень главных правил.

  1. Работайте с ребенком без малейшего принуждения. Малыш не хочет заниматься, отбрасывает карточки в сторону — значит, упражнения нужно перенести на более подходящее время.
  2. Старайтесь предлагать карточки, когда дети находятся в хорошем расположении духа: выспались, поели, отдохнули, не испытывали стресса ранее.
  3. Если вы начали заниматься по методике Домана, приготовьтесь, что упражнения нужно проводить ежедневно, 2 раза в день (желательно 3).
  4. Демонстрируйте карточки в течение 10-15 секунд, не более. Процесс нацелен на быстрое запоминание, без погружения.
  5. Во время занятия медленно проговаривайте написанное на карте. Не проглатывайте звуки, позаботьтесь о четком произношении.
  6. Схема упражнений такова: в первый день проработайте с ребенком первый составленный набор. На следующий день займитесь повторением и добавьте второй набор (получается 6 подходов в день). На пятые сутки вы должны будете провести 15 небольших занятий. Объем информации будет уже достаточно большим, поэтому из каждой пачки нужно будет исключить по одной карточке, которая уже отработана.

Для адекватного и быстрого восприятия информации требуются карточки, которые соответствуют требованиям.

  • на карточке изображено не более 1 предмета;
  • ребенок раньше не встречал того, что изображено;
  • родители четко говорят название предмета; карточка большого размера;
  • по картинке можно без труда определить, что изображено.

В день можно показывать ребенку 10 карточек по 3 раза, увеличивая их количество до 120. Когда малыш увидит карту несколько десятков раз, можно считать, что она отработана и убрать на время.

Среди карточек Домана для развития интеллекта можно встретить 10 категорий:

  • математика (разное количество цветных кружочков);
  • язык (слова на разных языках);
  • литература (например, категория с отечественными классиками);
  • биология (животные, рыбы, птицы);
  • анатомия человека (череп, скелет и др.);
  • география (города и страны);
  • история (государственные деятели);
  • музыка (композиторы);
  • искусство (художники, картины);
  • общие знания (предметы быта и др.)

Глен Доман справедливо замечал, что физическое развитие ребенка неминуемо влияет на умственное. Например, мелкая моторика и координация влияют на умение выводить и распознавать буквы, считать.

Если вы хотите, чтобы малыш рос умным и стремился к учебе, потребуется уделять время физическим тренировкам. Они стимулируют мозг работать продуктивнее.

Каждый возрастной период предполагает отдельный подход к раннему физическому развитию. Рассмотрим особенности каждого возраста.

От 0 до 2 месяцев

Стоит обратить внимание на развитие общих двигательных навыков. Врач помогал отстающим детям развивать ползательный рефлекс, полагая, что ползание помогает мозгу образовывать новые нервные клетки, влияющие на интеллектуальный рост.

Ребенка кладут в трек для ползания — тренажер, предназначенный для ежедневной зарядки. Он создает симуляцию тоннеля, и ребенок вынужден отталкиваться конечностями, чтобы ползти вперед, лежа на животе. Так дети учатся ползать быстрее ровесников, что благотворно сказывается на физическом воспитании и, соответственно, интеллекте.

Родитель дает малышу палец и помогает поднять пресс. Ребенок висит на пальце. Это упражнение развивает силу и равновесие.

Доман работал с детьми, пострадавшими от родовых травм, имеющими диагноз ДЦП, проблемы со слухом. Однако методика американского физиотерапевта применима и к малышам без проблем со здоровьем.

От 2 до 7 месяцев

Когда ребенок подрастет, можно вводить новые упражнения. Они короткие и не занимают много времени.

  1. Положите ребенка животом вниз на плечо и подвигайтесь вокруг своей оси (медленно, без резких движений).
  2. Поверните малыша животом к своей шее и повторите упражнение (поочередно на правом и левом боку).
  3. Поверните ребенка лицом к себе, возьмите на руки и подбрасывайте в воздух. Не очень высоко, обязательно над кроваткой или чем-то мягким.
  4. Возьмите ребенка за запястья и начните вращаться вокруг своей оси. В момент вращения малыш должен видеть лицо взрослого, чтобы чувствовать опору.

От 7 месяцев до 1 года

  1. Покачивания ребенка, повторение вращений для развития равновесия.
  2. Ползание на четвереньках — чем больше, тем лучше. В идеале ребенок должен двигаться таким образом не менее 4 часов в день.
  3. Растяжка на перекладине с поддержкой со стороны родителей. С каждым разом следует делать хватку немного слабее, предоставляя ребенку возможность висеть без помощи. 15-20 секунд — один подход, всего около 15 раз в день.

От 1 года

  1. Ходьба по несколько шагов. Не менее 20 подходов в день.
  2. Упражнения на удержание равновесия. Подбрасывание ребенка на разных поверхностях со страховкой.

Правила проведения упражнений

  • родителям нужно всегда находиться рядом, присматривая за ребенком;
  • пол и предметы, которых касается малыш, должны быть чистыми;
  • детям удобнее заниматься в боди, не сковывающем движения;
  • раскладывайте вокруг ребенка любимые яркие игрушки, чтобы подогревать интерес;
  • словесно поощряйте старания детей.