Найти тему

Товарный знак как индивидуализация деятельности

Оглавление

Почти каждый из нас понимает, что такое товарный знак. Однако у предпринимателей зачастую возникает много вопросов, когда появляется необходимость индивидуализации своего бизнеса и продуктов. Сегодня я предлагаю затронуть тему товарного знака компании

Определение

Это обозначение, служащее для индивидуализации товаров (работ, услуг), на которое признается исключительное право. По сути, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано практически все, что может как-то выделить лицо или его товары, работы, услуги из всего остального.

Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными или их комбинациями в любом цвете или цветовом сочетании. Поэтому в качестве товарных знаков можно регистрировать название компании, бренда, логотипы, маскотов и персонажей либо наименования товаров. Допускается даже использование в качестве товарного знака определенный цвет, который прочно ассоциируется у участников рынка именно с этой компанией. Например, оттенок зеленого стал товарным знаком Сбера, оттенок красного МТС, особый бирюзовый цвет – Тиффани.

Интересный факт: в 2012 году был впервые зарегистрирован обонятельный товарный знак это была бирка с характерным запахом кожи, которую индивидуализировала парфюмер Наталья Коляго.

Регистрация

Чтобы у самозанятого, ИП или организации появился свой товарный знак, его нужно зарегистрировать. Для этого необходимо подать заявление с описанием обозначения в Роспатент, заплатить специальные пошлины и пройти процедуры формальной экспертизы (проверки документов) и экспертизы по существу (проверки обозначения на индивидуальность).

Товарный знак регистрируется сроком на 10 лет. При этом если организация ликвидировалась, то она также утрачивает право на использование товарного знака.

Самих товарных знаков у лица может быть зарегистрировано неограниченное количество. Стоит понимать, что регистрируемый товарный знак не должен быть тождественным или сходным до степени смешения с обозначениями других лиц. Так, если МКК «Ромашка» зарегистрировала словесный товарный знак «Ромашка» для финансовой деятельности, то другие финансовые организации уже не смогут регистрировать подобное или сходное обозначение. При этом правовую охрану обозначение получает уже в момент подачи заявки на регистрацию – все сходные обозначения, которые направили другие лица после первоначальной заявки, зарегистрированы не будут.

Организации и иные лица используют свои товарные знаки свободно. Однако при этом для некредитных финансовых организаций есть законодательное требование по доведению до своих потребителей информации о принадлежащих товарных знаках. Это сделано для того, чтобы потребители знали, с кем конкретно они имеют дело, так как зачастую товарные знаки не повторяют фирменного наименования организации – МКК «Ромашка» вполне может использовать для рекламы своих финансовых услуг принадлежащий ей товарный знак «Займеночек», что может путать потребителей. Раскрывать эту информацию компании обязаны как на сайте, так и в местах оказания услуг (офисах организации). Проще всего это сделать путем размещения копии свидетельства о регистрации товарного знака.

Если у компании нет товарного знака, ее название и логотип сможет использовать кто угодно. Так возможно испортить как репутацию своей компании, так и значительно потерять прибыль. Чтобы в дальнейшем не возникало таких ситуаций, рекомендую зарегистрировать товарный знак вашей организации и получить, таким образом, на него исключительное право. Таким образом с помощью товарного знака можно сделать свой бизнес и продукт уникальным и неповторимым.