Это задание мы снимали осенью, но я его отдельно хочу показать, потому что оно очень важное и сложное.
Дневник реабилитации. Савва, 5 лет, аутизм.
Нужно понимать, что многие аутисты очень нервничают, когда нарушается привычный порядок вещей. Но, к сожалению, мир не совершенен и нужно постепенно приучать ребёнка к тому, что иногда правила могут измениться и нужно будет к ним приспосабливаться.
С раннего возраста Савва очень уважает числовые и афавитные ряды. Для него было очень важно, чтобы у всякой последовательности знаков или предметов была какая-то логика. Если её не было, Савва не мог успокоиться, пока не приводил последовательность к какой-то логической гармонии.
Например, он спокойно относился к тому, что цифры раскладывались в группы по цвету. Или по чётности/нечётности. Или десятками. Должна была быть какая-то веская причина так разложить, тогда пожалуйста, он не против.
Но постепенно мы стали вводить в занятия элемент случайности. Вот я бросаю кубик с точками и какое число выпадет, то записываю.
Ух, как Савва поначалу протестовал! Пытался упорядочить эту игру по своему. Не бросал кубик, а ставил, чтобы число выпадало какое ему нужно, а не случайное.
Если Савва сильно нервничал и плакал, мы откладывали эту игру ещё на пару недель. Потом пробовали снова.
Постепенно способность Саввы адаптироваться к нестандартным ситуациям окрепла достаточно, чтобы смириться с тем, что числа на кубиках могут выпадать какие угодно и ничего с этим не поделать. И это понимание сразу отразилось на нашей жизни.
Савва понял, что правила могут меняться на ходу и ничего страшного в этом нет.
Можно выйти из дома в шапке, а в тёплой электричке шапку снять. Раньше уговорить на это было нереально.
А ещё можно пойти домой не привычной дорогой, а другой.
А бывает, что идёшь в любимый магазин, а там висит табличка «закрыто» и нужно это принять и спокойно вернуться обратно.
Да чего только не бывает, жизнь непредсказуема.
Вот такое полезное упражнение для нас оказалось.