Время от времени у любого человека возникает желание проверить его уверенность в правильности своего восприятия реальности. При психических расстройствах это имеет место при галлюцинациях, у здоровых людей зачастую в чувстве déjà vu - ощущение, что новое место, переживания или опыт странно знакомы или наоборот: jamais vu, чувство незнакомости того, что должно быть знакомым местом или лицом. Обычно мы можем различать реальность от мнимого восприятия или суждения, так просыпаясь ото сна мы понимаем , что все , что нам приснилось во сне не является реальностью. Эти странные чувства дежавю или jamais vu обычно не доставляют нам огорчений и мы не придаем им большого значения.
Но некоторые больные с бредом не могут правильно провести эту проверку реальности и убеждены в правильности своих суждений. Оказывается, проверка реальности - это не просто тривиальная задача; она отчасти не зависит от того, насколько вы умны или проницательны, какое у вас мышление , а скорее от того , насколько жестко ( ригидно ) ваш мозг реагирует на те ситуации, которые сложны для интерпретации или заряжены эмоциоанльным аффектом. На самом деле, существует общая связь в когнитивных процессах, связанных с бредом, инсайтом и сновидениями , состояний при которых сложно отличить реальные факты от ошибочного суждения или вымысла.
Способность правильно провести проверку действительности связана с системой исправления ошибок, инстинктивно выполняемой мозгом. "Сеть режима по умолчанию" (DMN) непреднамеренно обманывает нас, решая свои задачи . DMN определяется, как центр нашего потока сознания. Он действует, когда ум не фокусируется на непосредственной окружающей среде. Исследование 2011 года продемонстрировало связь между медитацией и увеличенной связностью DMN. DMN - это нейронная сеть, которая связана с воображением и самоанализом, именно она позволяет нам совершать "ментальное путешествие во времени" , особенность, которая уникальна для человеческого мозга. В отличие от других животных, мы можем мысленно пережить прошлое из-за нашей очень грамотной эпизодической памяти и использовать эти воспоминания, чтобы вести нас в будущее. DMN всегда "включен" и работает в фоновом режиме, когда другие когнитивные процессы также функционируют (как в режиме скринсейвера). Он отслеживает весь накопленный нами опыт и сопоставляет его для создания постоянного повествования о том, кем мы являемся. Одна из функций DMN - дать своего рода автобиографический контекст нашему опыту, запустив его для создания нашего самосознания. Он более или менее информирует нас о том, как мы должны действовать и что ожидать в определенных ситуациях.
Но что происходит, когда мозг обрабатывает информацию, которая не согласуется с имеющимися у нас знаниями о том, что должно произойти? Предполагается, что процесс деконтекстуализации активируется в области мозга, называемой правой дорсолатеральной префронтальной корой. Если есть проблема с нейронной активностью в этой части мозга, мышление не способно деконтегрировать и исправить ошибочное суждение, сформированное DMN. Сверхактивный DMN может также превзойти по своей интенсивности коррекционную функцию правой префронтальной коры. Это то же самое, что происходит во время сновидений, которые кажутся странными, но при которых человек не осознает, что он находится в состоянии сна, принимая все, что происходит с ним , как реальность , как обычное. Эти сны наблюдаются во время стадии быстрого сна (REM - фазы ), когда DMN проявляет такую же активность , как и в состоянии бодрствования. DMN отключает свою связь с другими областями мозга во время сновидений, в результате чего его система контроля в правой префронтальной коре дезактивируется. Тогда можно утверждать, что больной с бредом находится в постоянном состоянии, напоминающем состояние сна во время REM - фазы.
Можно полагать, что должны быть новые способы психотерапевтической и фармакологической работы с пациентами, страдающими бредом. Они должны работать на «угасание" или стабилизацию активности в этих системах повествовательных сайтов, которые вызывают переживания из прошлого опыта, чтобы "позволить" другой информации и новым альтернативам как бы получить право говорить в "суде разума". Больные психическими расстройствами с трудом могут "отложить" мысли, "предложенные опытом", и, как правило, живут так, как будто их опыт - это все, что есть на самом деле; даже по сравнению с реальным миром , как это понимают другие люди.