Найти тему
Светлана Дьяконова

Голоса за кадром. «Пообещайте мне любовь», - просила Татьяна Дасковская

Оглавление

Здравствуйте! Сегодня вы на занятии с Еленой Дорожкиной.

Точка, точка, запятая...

Татьяна Ивановна Дасковская (урожденная Валухова) родилась 25 июня 1946 года. На её страницах в соцсетях родным городом указана Москва, но некоторые источники малой родиной певицы называют Дагестан или Северную Осетию. Сама Татьяна в немногочисленных интервью обходила стороной эти подробности своей биографии. Росла она в семье военного летчика, Героя Советского Союза Ивана Семеновича Валухова, уроженца Владикавказа. После его ухода в запас в 1947 году семья переехала в Москву.

Девочка отличалась музыкальностью, прекрасно пела, поэтому после школы Таня сделала свой выбор в пользу музыкального образования и стала дирижёром-хоровиком. Её приняли на работу сразу две киностудии - Мосфильм и Киностудия им. Горького. А после того, как начинающая певица в 1972 году исполнила песню "Будь со мной" Евгения Крылатова на слова Юрия Энтина в фильме Исаака Шмарука "Вера, Надежда, Любовь", её заметили.

Дебют оказался успешным, и девушка сразу получила предложение петь ещё для одного фильма, уверена, любимого очень многими из вас.

"Точка, точка, запятая..." 1972 г., режиссёр Александр Митта.

"А ты знаешь?" Музыка Геннадия Гладкова, стихи Юлия Кима. Исполняют Татьяна Дасковская и Алексей Левинский.

Почему скрывали имена закадровых исполнителей

Так на следующие четверть века творческая судьба Татьяны Дасковской была, собственно, определена - исполнять саундтреки, то есть, стать "закадровым голосом". Но при этом приходилось мириться с ситуацией, что широкой публике имя исполнительницы не было знакомо. Почему же так получалось? В советское время тщательно оберегали имидж актёров, чтобы зрители были уверены - герои кинолент сами профессионально умеют петь. Вот и скрывали настоящих исполнителей песен, часто не указывая их фамилии в титрах.

Вообще, надо сказать, голос Татьяны с 1971 по 1994 гг., в период её работы на киностудиях, звучит более чем в двухстах фильмах, а в титрах она обозначена всего в пяти из них. Иногда, в результате подобной "скрытности" происходили, с одной стороны, забавные, а с другой - весьма показательные случаи. Как-то раз композитор Геннадий Гладков, услышав песню Крылатова в одном из фильмов, позвонил тому с просьбой поделиться телефоном "новой певицы". А ведь он прекрасно знал Татьяну и много лет работал с ней. Вот, например, как в следующем нашем фильме. 4-х серийный т/ф "Голубка". 1978 год. Режиссер Владимир Назаров.

Твой поезд отходит

Не так давно в комментарии в интернете Татьяна Ивановна написала, что песню в этом фильме исполняют она и Леонид Серебренников, а не Олег Анофриев, как часто упоминается в разных источниках, а также квартет под управлением Валентины Толкуновой. И ещё вспомнила интересные подробности: этот же ансамбль принимал участие в записи к фильму "Точка, точка, запятая", только тогда это был октет.

Дасковская хорошо была знакома со знаменитой певицей и рассказывала, что в конце шестидесятых Толкунова работала в "ВИО-66" под управлением Юрия Саульского, была вокалисткой в группе. Когда развалили этот замечательный оркестр, Валентина Васильевна взяла "под своё крыло" вокальную группу. Она была очень хорошей ансамблисткой, и коллектив вместе со своей руководительницей принимал участие в очень многих фильмах. А песня в исполнении именно их с Серебренниковым дуэта, как уточняет Дасковская, прозвучала в первой серии, в третьей же серии эту песню Леонид Серебренников поёт в дуэте с другой певицей, по некоторым данным, Зоей Харабадзе (вдруг кому-то будут интересны такие подробности, песня-то замечательная).

Твой поезд отходит. Композитор Геннадий Гладков, стихи Марины Потоцкой. Татьяна Дасковская и Леонид Серебренников.

Было ли обидно певице из-за того, что её не знали, не узнавали? В общем, нет. Ведь у неё была постоянная и любимая, надо отметить, работа, неплохой заработок, а к популярности Татьяна сильно и не стремилась - такой характер. Главное - у неё была возможность петь, без этого она себя не представляла.

Голос певицы в мультфильмах

Разумеется, далеко не все, исполненные ею песни из фильмов, стали знаменитыми и всенародно любимыми. И фильмы были разными, да и авторы песен - тоже. Полноправными хитами можно назвать разве что "Пообещайте мне любовь" и легендарную "Прекрасное далёко". Но, надеюсь, мои читатели вспомнят голос певицы, пересмотрев фильмы "Женатый холостяк", "Одиноким предоставляется общежитие", "Лиловый шар", "Не покидай...", "Мама", "Моя Анфиса", "Когда опаздывают в ЗАГС"...  

О некоторых из этих фильмов и песнях в них, исполненных моей сегодняшней героиней, расскажу подробнее. А начнем узнавание голоса ... с мультфильма! Дасковская спела в знаменитом пластилиновом мультике "Волк и семеро козлят на новый лад". Думаю, многие из вас его помнят.

Мультфильм "Волк и семеро козлят на новый лад" 1975 год, режиссёр Леонид Аристов по сценарию Юрия Энтина. 1-ая песня Козы. Композитор Алексей Рыбников, стихи Юрия Энтина.

Тонкости работы закадровых исполнителей

Режиссёрам очень нравился голос Татьяны, и ей иногда поручали не только петь, но и дублировать актрис. С ней вообще было легко работать, она никогда не почивала на лаврах и не кичилась своим талантом, наоборот - училась всю свою жизнь быть закадровой певицей, потому что это самая настоящая профессия.

Дасковская, хоть и была по образованию дирижёром-хоровиком, никогда этой деятельностью не занималась, но ноты с листа читать умела, конечно. И вот, как вспоминала исполнительница, ты приходишь, распелся, конечно, перед тобой ставят ноты, и ты должен спеть практически сразу в микрофон. Одна репетиция и дальше - запись, времени на разучивание даётся очень мало. Обычно идёт наложение, сначала записывают артистов, а потом накладывают голос певца. Это нормальная практика - стоишь в наушниках у микрофона и должен сделать всё быстро и качественно. Поэтому, безусловно, это профессия со своими тонкостями и сложностями, и выполнять своё дело хорошо может не каждый певец, и этому, как любому другому делу, нужно учиться.

Очень сожалела потом Татьяна Ивановна в своих интервью, что в дальнейшем эта замечательная команда профессиональных закадровых исполнителей, к которой принадлежала и она сама, оказалась невостребованной.

Прекрасное далёко

Но это - позже. А пока Дасковская работает вместе с известными композиторами. Особенно плодотворное сотрудничество и хорошие дружеские отношения складываются у них с Евгением Крылатовым. Именно он предложил её кандидатуру для исполнения своего "Прекрасного далёка" по причине того, что режиссера фильма "Гостья из будущего" Павла Арсенова не устроил вариант записи с детским хором и солисткой-школьницей.

После выхода фильма на телеэкраны страны и его невероятного успеха покорённые нежным сопрано зрители даже представить себе не могли, что эту прекрасную песню поёт не большеглазая девочка, исполнительница роли Алисы, а взрослая профессионалка - так свежо и юно звучал голос Дасковской.

"Прекрасное далёко" - "Гостья из будущего". 1984 год. Режиссёр Павел Арсёнов. Музыка Евгения Крылатова, стихи Юрия Энтина.

У детей должен быть свой репертуар

Что касается фильмов для детей и детских песен... В одном из интервью Татьяна Ивановна вспоминала, что во время её работы на студии им. Горького было огромное производство, где выпускалось очень много фильмов подобной тематики и обязательно с хорошей музыкой.

Дасковская считала, что неправильно, когда дети поют взрослые песни, у них должен быть свой репертуар, трогательный какой-нибудь, и замечательно, если профессиональные композиторы пишут хорошую музыку, которая остаётся со всеми нами с детства и на долгие годы.

Вот как эта следующая песня из фильма-продолжения "Гостьи из будущего".

"Хоть глазочком заглянуть бы" - "Лиловый шар". 1987 год. Режиссёр Павел Арсёнов. Музыка Евгения Крылатова, стихи Юрия Энтина.

Татьяна Дасковская и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения п/у Виктора Попова.

Участие Дасковской в детских фильмах - это тема, очевидно, для целой отдельной статьи. Но и в рамках нынешней можно вспомнить некоторые яркие её работы. Советско-болгарский фильм 1976 года режиссёра Владимира Бычкова, посвященный Г. Х. Андерсену, рассказывает историю о Русалочке, несколько отступая от классического сюжета, но при этом сохраняя идею и глубокий пафос андерсеновской сказки.

Фильм очень искренний и во многом благодаря замечательному актёрскому составу. Галина Волчек и Валентин Никулин блестяще исполнили свои роли, без них фильм потерял бы половину своего очарования. Интересные молодые актёры, сыгравшие Русалочку, Принца и Принцессу, впоследствии почти не снимались. Прекрасные подводные съёмки и всё волшебное действо разворачивается под музыку Евгения Крылатова. Во многом незаслуженно забытый, этот фильм, пусть и не шедевр, но абсолютно точно достоин того, чтобы его помнили. Как и голос Татьяны Дасковской, будто растворяющийся в неземной прозрачности темы, сопровождающей образ Русалочки.

Вокализ "Эпилог" - "Русалочка". Композитор Евгений Крылатов.

"Волшебные кольца Альманзора", фильм 1977 года режиссёра Игоря Вознесенского, был создан по мотивам сказки Тамары Габбе (ещё одной пьесе, по которой поставлен был очень популярный когда-то фильм "Город мастеров", помните?). Красивая история о любви и верности, в которой чудес и приключений хоть отбавляй.

Как и положено, здесь есть всё: и волшебник, и королевский дворец, и цветущий сад, и коварные пираты… Но самое главное – оловянные кольца, которые нельзя ни украсть, ни продать, ни отнять. Они обладают могучей чудодейственной силой, но проявляют её только тогда, когда достаются в подарок любящим друг друга людям. Причудливые и странные события фильма иллюстрирует и делает ещё более сказочными музыка Евгения Крылатова и, как нельзя более подходящий сказке, волшебный голос Татьяны Дасковской.

"Песня Алели". Стихи Игоря  Вознесенского, музыка Евгения Крылатова.

Жаль, что не смогу вместить в эту статью другие детские фильмы и мюзикл, в которых звучал голос Татьяны Дасковской. Это, конечно, "Мама", где она пела за козлят вместе с Кларой Румяновой, это "Маша и Витя против "Диких гитар" (Белоснежка), записанный на виниле и очень популярный в своё время музыкальный спектакль.

Нашла не очень много, но, возможно, вам, дорогие читатели, удастся добавить, ведь было ещё и участие певицы в мультфильмах.

Пообещайте мне любовь

Надо сказать, всё, что делала Татьяна, было красивым. И внешне она была очень красива в молодости, обликом напоминая певчую птичку. От неё исходило очарование, которое притягивало, как магнит, и оставляло яркий след в памяти многих, тогда её знавших.

Татьяна Дасковская.
Татьяна Дасковская.

Певица обладала неповторимой энергией целостности и чистоты, именно таким было свойство её таланта.

Ещё один очень известный фильм довелось Татьяне украсить своим нежным вокалом.

"Осенние деньки" - "Одиноким предоставляется общежитие". 1983 год. Режиссёр Самсон Самсонов. Евгений Дога - Михаил Матусовский.

И вот, наконец, тот фильм и та песня, которую очень многие из нас любят и помнят. Одна из вершин вокального исполнительского мастерства в советском кинематографе. Хотя сам художественный научно-фантастический фильм режиссёра Игоря Вознесенского "Акванавты", по всей видимости, запомнился зрителю, прежде всего, именно по песне "Пообещайте мне любовь" композитора Евгения Крылатова на стихи режиссёра этой картины - Игоря Вознесенского.

За прошедшие после выхода киноленты годы эта композиция осталась не просто, что называется, на слуху - она вошла в репертуар многих артистов. Но, на мой взгляд, следует признать, никому еще не удалось достичь того, с одной стороны, простого, а, с другой стороны, столь доверительного, проникновенного и трогательного исполнения песни, как у её первой исполнительницы - Татьяны Дасковской.

"Пообещайте мне любовь" - "Акванавты". 1979 год.

Невидимка

Фильм за фильмом и песня за песней... Неповторимый вокал Дасковской мог бы украсить многие концерты на телевидении. Мог бы, только вот её туда не приглашали. И для зрителей она так и оставалась безымянным голосом, невидимкой. А потом пришли 90-е, и вместо мелодрам, детских и приключенческих фильмов и хороших комедий стали снимать сплошные боевики. Для этого хрустальный голос Дасковской был не нужен, достаточно было примитивных заставок.

Наступили нелёгкие времена - безработица, невостребованность. Пару лет Татьяне вместе с мужем и дочкой как-то удавалось перебиваться, она и на рынке трудилась, и случайные заработки находила. С 1996 по 1999 годы не было вообще никакой профессиональной работы, а, поскольку вся семья у Дасковских музыкальная, то перспектив они не видели на тот момент никаких. Нужно было думать, как жить дальше. И в 1999 году они уехали в Германию. Так и живут до сих пор в Нюрнберге.

Мы благодарны Татьяне Ивановне Дасковской за то, что огромный и целостный период своей жизни она отдала своей стране, её культуре. А там, где есть целостность, туда проникнуть разрушению нет никакой возможности. Спасибо всем за внимание. Не прощаюсь, буду продолжать работать над этим циклом - "Голоса за кадром". Мне и самой очень интересно, надеюсь, и вам.