Климатическая конференция ООН подходит к концу, однако итоговое соглашение все еще не подписано. Главные споры разворачиваются вокруг пункта об отказе от ископаемого топлива. Султан Аль-Джабер, исполнительный директор нефтяной компании ОАЭ, руководящий COP28, поставил задачу добиться согласия почти 200 стран с текстом, который будет регулировать глобальную борьбу с изменением климата. В то же время широкая коалиция хочет более жестких формулировок, призывающих к поэтапному отказу от ископаемого топлива, а Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК+ категорически против этого.
В попытке примирить все стороны Объединенные Арабские Эмираты в понедельник распространили документ, в котором предлагается сократить потребление и производство ископаемого топлива. Однако США и Европейский союз выступили против, заявив, что эта версия соглашения недостаточно продвинулась в поэтапном отказе от загрязняющей энергии и вместо этого предоставляет странам лазейки и отказы от участия. В первом тексте предлагалось “справедливое” и “упорядоченное” сокращение использования ископаемого топлива — прилагательные, призванные успокоить более осторожные страны. Но эти сокращения, наряду с повышением эффективности и использованием возобновляемых источников энергии, были представлены всего лишь как варианты.
На встрече ведущих сторон поздно вечером в понедельник посланник США по климату Джон Керри заявил, что предложенный текст не соответствует моменту. Представитель Госдепартамента заявил, что формулировки, касающиеся ископаемого топлива, необходимо “существенно усилить”. Комиссар ЕС по климату Вопке Хукстра заявил, что переговоры могут продлиться несколько дней, чтобы сделать формулировки о поэтапном отказе более жесткими и сохранить цель по удержанию потепления на уровне 1,5°C.
“Мы добились прогресса, но нам еще многое предстоит сделать, - заявил Султан Аль-Джабер на пленарном заседании саммита после того, как первый проект был опубликован в понедельник. - Вы знаете, что еще предстоит согласовать, и вы знаете, что я хочу, чтобы вы проявили самые высокие амбиции по всем пунктам, включая формулировки об ископаемом топливе”.
Новый проект соглашения появится через несколько часов после запланированного закрытия саммита в 11 часов утра. Затем участники переговоров будут тщательно изучать каждое слово в попытке достичь консенсуса. Для некоторых включение ископаемого топлива в проект текста и вовлечение таких стран, как Саудовская Аравия, экономика которых сильно зависит от нефти, в обсуждение этого вопроса уже имеет большое значение.
“Это первая КС, где слово ”ископаемое топливо" фактически включено в проект решения, - сказал Мохамед Адоу, директор Power Shift Africa. - Это начало конца эры ископаемого топлива”. Но эта похвала столкнулась с отпором со стороны тех, кто за более решительные действия, показывая, что до соглашения еще далеко.
“Республика Маршалловы острова прибыла сюда не для того, чтобы подписать нам смертный приговор, - сказал Джон Силк, глава делегации Маршалловых островов, страны, находящейся под угрозой из-за повышения уровня моря. - То, что мы увидели сегодня, неприемлемо. Мы не будем молча ложиться в наши водные могилы”.
Первоначальной реакции со стороны Саудовской Аравии и других членов Организации стран-экспортеров нефти не последовало. Глава ОПЕК еще на прошлой неделе попросил своих членов отклонить любое соглашение, касающееся ископаемого топлива.
В тексте также предложены некоторые действия — от утроения использования возобновляемых источников энергии до сокращения потребления и производства ископаемого топлива — в качестве вариантов, а не предписанных шагов. Этим пунктам в проекте текста предшествует фраза: “предпринять действия, которые могли бы включать”. Уточнение “делает все перечисленные действия необязательными для стран”, - сказала Рэйчел Клитус, директор по политике Союза заинтересованных ученых. Текст “крайне разочаровывающий, вызывающий беспокойство и даже близко не соответствует уровню амбиций, которых заслуживают люди во всем мире”, - добавила она.
Другие ключевые элементы проекта включали первое соглашение, направленное не только на углекислый газ, но и на метан и другие мощные парниковые газы с существенным сокращением выбросов к 2030 году. Это следует за добровольным обязательством о 30%-ом глобальном сокращении выбросов метана, впервые введенным США и ЕС два года назад. Этот шаг важен потому, что метан, фторированные газы и закись азота гораздо эффективнее повышают температуру Земли.
Как вы думаете, сумеют ли страны-участницы саммита договориться о постепенном отказе от использования нефти и газа? Или же предстоит упорная борьба ОПЕК, с одной стороны, и ЕС и США, с другой. Пишите ваше мнение в комментариях.