Минобрнауки внесло на рассмотрение в правительство проект программы цифровизации сферы высшего образования, рассчитанный на период 2024-2030 гг. Его основными принципами заявлены клиентоцентричность, поддержка фундаментальных исследований и переход к управлению на основе данных.
Яков Шпунт
© ComNews
12.12.2023
Об этом заявила заместитель руководителя ведомства Дарья Кирьянова, выступая на панельной дискуссии "Проектирование будущего. Вместе" конференции "Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука". По ее оценке, нынешний уровень цифрового развития российского высшего образования, по результатам опроса 600 учебных заведений, составляет в среднем около 45%.
По мнению ректора Национального исследовательского университета МФТИ Дмитрия Ливанова, данный результат в целом закономерен: существующая в России система высшего образования построена в 1930-е годы для нужд ускоренной подготовки большого количества кадров, обслуживающих заимствованные за рубежом производства. Обратной стороной такой системы, по его мнению, является отторжение инноваций, в том числе и цифровых, более того, попытки оцифровать сложившиеся управленческие процессы приводят к "автоматизации хаоса" и дают, скорее, отрицательный эффект.
Ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко сравнил цифровизацию образования с "кварцевым кризисом" рубежа 1960-1970 гг., когда появление дешевых электронных и электронно-механических часов привело к глубокому кризису в часовой отрасли - части компаний пришлось перепрофилироваться в производителей дешевой, практически одноразовой продукции, части - уйти в дорогой элитный сегмент, а многие из тех, кто находился между этими полюсами, просто ушли с рынка. По его мнению, кто не успеет перестроиться, рискует оказаться вытесненным массовыми цифровыми сервисами, где виртуальные персонажи обучают каким-то навыкам, и при этом теряется понимание, как устроены те или иные продукты и сервисы, особенно использующие искусственный интеллект.