Найти тему
COMNEWS ИТ

Минобрнауки внесло программу цифровизации российского высшего образования на рассмотрение в правительство

Ми­ноб­рнау­ки внес­ло на рас­смот­ре­ние в пра­витель­ство проект прог­рам­мы циф­ро­виза­ции сфе­ры выс­ше­го об­ра­зова­ния, рас­счи­тан­ный на пе­риод 2024-2030 гг. Его ос­нов­ны­ми прин­ци­пами заяв­ле­ны клиен­то­цен­трич­ность, под­дер­жка фун­да­мен­таль­ных ис­сле­дова­ний и пе­реход к уп­рав­ле­нию на ос­но­ве дан­ных.

Яков Шпунт

© ComNews

12.12.2023

Об этом заявила заместитель руководителя ведомства Дарья Кирьянова, выступая на панельной дискуссии "Проектирование будущего. Вместе" конференции "Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука". По ее оценке, нынешний уровень цифрового развития российского высшего образования, по результатам опроса 600 учебных заведений, составляет в среднем около 45%.

По мнению ректора Национального исследовательского университета МФТИ Дмитрия Ливанова, данный результат в целом закономерен: существующая в России система высшего образования построена в 1930-е годы для нужд ускоренной подготовки большого количества кадров, обслуживающих заимствованные за рубежом производства. Обратной стороной такой системы, по его мнению, является отторжение инноваций, в том числе и цифровых, более того, попытки оцифровать сложившиеся управленческие процессы приводят к "автоматизации хаоса" и дают, скорее, отрицательный эффект.

Ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко сравнил цифровизацию образования с "кварцевым кризисом" рубежа 1960-1970 гг., когда появление дешевых электронных и электронно-механических часов привело к глубокому кризису в часовой отрасли - части компаний пришлось перепрофилироваться в производителей дешевой, практически одноразовой продукции, части - уйти в дорогой элитный сегмент, а многие из тех, кто находился между этими полюсами, просто ушли с рынка. По его мнению, кто не успеет перестроиться, рискует оказаться вытесненным массовыми цифровыми сервисами, где виртуальные персонажи обучают каким-то навыкам, и при этом теряется понимание, как устроены те или иные продукты и сервисы, особенно использующие искусственный интеллект.

Минобрнауки внесло программу цифровизации российского высшего образования на рассмотрение в правительство