Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Разбираемся со всеми особенностями системы.
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много действий с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Чрезмерная яркость и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку, которая детям в раннем возрасте не нужна. Одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без натиска и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
По сути, ребёнок развивается самостоятельно в тщательно продуманной образовательной среде, естественным образом получая необходимые практические навыки.
В работе с детьми по системе Монтессори важно руководствоваться её главным правилом: «Помоги мне сделать это самому», т.е для ребенка раннего возраста подготовить среду для самостоятельного обучения. Для младенцев это - различны карточки, книжки- шуршалки, электронный мобиль в кроватку (мотивировать младенца дотянуться, схватить, потрогать). С самого начала выкладывать ребенка на пол и класть перед ним различные игрушки. Самое главное, не пытаться делать "быстрее" ребенка, это будет убивать мотивацию в действиях и в дальнейшем приведет к нежеланию познавать мир.