Найти в Дзене
VK Play

Три непростые операции спецназа, которые хотелось бы видеть в играх

Оглавление

Что бывает, когда спецназа нет, когда в спецназ пытаются поиграть те, кто им не являются, и когда спецназ есть и он готов сворачивать горы

Тема спецназа прописалась в играх не вчера. Выпуски Rainbow Six или, например, появившийся недавно на VK Play «Калибр» — первое, что приходит в голову, однако менее очевидных примеров еще больше. Казалось бы, тут сложно изобрести что-то новое, чтобы сделать игры разнообразнее. Но если обратиться к истории, всегда можно найти нечто настолько хорошо забытое, что оно будет ощущаться свежо.

Спецназа нет, а он так нужен

Классическая задача спецназа в мирное время — грамотный штурм удерживаемых злоумышленниками объектов. Часто происходящее усложнено наличием заложников или угрозами привести в действие взрывные устройства. Но даже когда этого нет, засевший в зданиях противник может доставить немало хлопот.

Ярче всего необходимость в спецназе показывают ситуации, когда его нет. Тем более что необходимость в нем зародилась не так уж и недавно — плюс-минус во времена, воспетые игровой серией Red Dead Redemption.

В Российской империи полиция была уже готова к действиям против радикалов и обладала некоторым навыками и привычками, свойственными современному полицейскому спецназу
В Российской империи полиция была уже готова к действиям против радикалов и обладала некоторым навыками и привычками, свойственными современному полицейскому спецназу

Европа на рубеже XIX и XX веков была на пороге великих социальных преобразований. Уже были созданы все условия для того, чтобы не участвовавшие ранее в политике массы могли наконец вступить в схватку за свои интересы, но при этом само политическое устройство во многом оставалось старым. Порожденное таким положением дел недовольство приводило к бунтам и революциям, но еще до этого рельсы будущих преобразований прокладывали упорные радикалы самого разного толка.

Немало шороху навели анархисты, часто использовавшие радикальные методы борьбы, — местами доходило вплоть до швыряний наугад бомб в дорогие рестораны. Но если в России к ним привыкли и полиция успела поднатореть в городских перестрелках, то в каком-нибудь Лондоне образца 1911 года такое было в новинку.

А тем временем поджимаемые царской охранкой радикалы бежали за рубеж, в том числе и в Англию. И там к ним оказались совсем не готовы.

В декабре 1910 года относительно спокойная жизнь лондонских полицейских была нарушена. В городе уже давно орудовали латышские анархисты из организации «Пламя», ограблениями и кражами добывавшие деньги для организации революции в России. И вот 16 декабря они решили действовать по-крупному и вынести ночью содержимое ювелирной лавки, которое можно было хорошо сбыть. Для этого они ночью залезли в квартиру, находившуюся над лавкой, и принялись ломать перегородки. Этот шум услышали соседи, вызвавшие полицию. Которая прибыла и обнаружила человек десять грабителей.

Прибывший наряд вел себя расслабленно, за что и поплатился — анархисты открыли шквальный огонь из полуавтоматических пистолетов, убив двух сержантов и одного констебля. Перестрелка была короткая, но яростная — в одного из бедняг вогнали аж 12 пуль. Еще двое полицейских получили тяжелые ранения.

Событие было для лондонской полиции шокирующим. Все были поставлены на уши и бросились искать злоумышленников. В результате подкупа нужных людей удалось установить место проживания грабителей — дом номер 100 на Сидней-стрит.

Черчилль руководит боем на Сидней-стрит
Черчилль руководит боем на Сидней-стрит

К 3 января уже нового, 1911 года к дому стянули две сотни полицейских. Вооружены они были револьверами и однозарядными мелкокалиберными винтовками. Казалось, что этих сил с лихвой хватит, чтобы разобраться с несколькими латышами. Но вместо того, чтобы сдаться, те вновь открыли пальбу из полуавтоматических пистолетов, среди которых имелось два «Маузера» С96 с их знаменитыми характерными прикладами. Такое вооружение позволяло создавать впечатляющую плотность огня, едва ли не превосходящую вес залпа полицейских, вооруженных устаревшей «стрелковкой».

Оказалось, что боеприпасов у радикалов тоже в избытке — они выпустили более полутысячи патронов, ранив несколько полицейских, и не снижали темп стрельбы. Руководил штурмом при этом целый министр внутренних дел — на тот момент им был Уинстон Черчилль.

Поняв, что дело заходит в тупик, Черчилль вызывал военных — роту шотландской гвардии и артиллерию. Пушки, впрочем, использовать так и не пришлось: шотландцы во время боя, видимо, попали в газовую трубу, что закончилось пожаром. Черчилль настоял на том, чтобы дать анархистам сгореть. За это пришлось заплатить тупиком в расследовании — когда пожар догорел, было найдено два трупа, еще один боевик умудрился исчезнуть. Остальных участников бойни 16 декабря найти так и не удалось.

В играх про спецназ это событие могло бы стать красивым ивентом в виде, например, карты викторианских времен с историческим оружием. Этот «Ивент министра Черчилля» можно сделать ассиметричным — пусть игроки разделятся на хорошо вооруженных и немногочисленных обороняющихся и на большое количество полицейских с малоэффективными одназарядными мелкашками. Кто знает, вдруг так и новый сетевой режим появится.

Спецназ «на коленке»

Едва ли не хуже, чем отсутствие спецназа, может оказаться попытка создать спецназ быстро, «на коленке», под конкретную задачу, выполнять которую надо было «уже вчера».

В сентябре 1972 года группа из восьми вооруженных палестинских радикалов из организации «Черный сентябрь» проникла в Олимпийскую деревню в Мюнхене, в здание, где проживали израильские спортсмены. Небольшое сопротивление, оказанное террористам, не изменило ситуацию — кулаки и подручные предметы малоубедительны против автоматического оружия. Убив несколько спортсменов, напавшие забаррикадировались в здании с девятью заложниками.

Террористы потребовали самолет в Египет и выпустить из тюрем в Израиле и Европе более 250 радикалов. Им предложили безграничное количество денег, но ответ был резким: мол, ни деньги, ни жизни для нас не значат ничего, мы тут за другим.

Здание, где первоначально удерживали заложников
Здание, где первоначально удерживали заложников

Тогда немцы решили освобождать заложников силой. Для этого террористам предложили вывоз вертолетами до военного аэропорта, где их уже будет ждать самолет, который и доставит всех, куда они пожелают. На самом деле в аэропорту расставили снайперов, а в самолете ждали вооруженные полицейские, переодетые в пилотов.

Проблема была в том, германские власти попытались провести операцию спецназа там, где спецназа, в общем-то, и не было — никто не отрабатывал слаженность подразделений. Снайперы вообще отбирались по принципу «ну, ты, кажется, неплохо стреляешь» и вооружались обычными штурмовыми винтовками. У них не было радиосвязи. Часть стрелков отправили на удаленные позиции, снабдив очень расплывчатыми инструкциями в духе «стрелять, когда начнется стрельба». Что еще удивительнее, некоторые стрелки не знали позиций друг друга — в итоге один из них был ранен от огня другого.

Фейк или чудо от Rockstar Games? Технический анализ трейлера GTA 6

Но это смотрелось не так уж и плохо на фоне действий полицейских, которые устроили засаду в самолете — они просто решили самовольно покинуть его еще до прибытия террористов с заложниками и никого об этом не предупредили!

Именно поэтому ничего не удалось извлечь из фактора внезапности — террористы зашли в самолет, увидели, что там никого нет, и поняли, что что-то идет не так. Тогда они вернулись к вертолетам с заложниками, где и попали под огонь расставленных заранее стрелков.

Все, что осталось от вертолета после того, как боевики расстреляли сидящих в нем заложников и кинули туда гранату
Все, что осталось от вертолета после того, как боевики расстреляли сидящих в нем заложников и кинули туда гранату

Как только начался бой, радикалы поняли, что ловить им тут больше нечего, и... правильно, расстреляли заложников, для надежности закидав в вертолеты еще и гранаты. Вертолеты загорелись. После этого кто-то бросился прочь, кто-то открыл ответный огонь прямо на месте. У палестинцев была слишком неудобная позиция для того, чтобы выиграть бой, и все они были или убиты, или захвачены.

Но это была не работа спецназа, а неумелая и кровавая импровизация — заложники погибли, причем все до единого. Оглушительность провала была очевидна всем, и немцы создали антитеррористический спецназ GSG-9, бойцы которого постоянно занимались слаживанием и тренировками с акцентом именно на освобождение заложников.

Сделали выводы и в Советском Союзе — знаменитое спецподразделение «Альфа» КГБ СССР было создано в том числе и по следам произошедшего в Мюнхене в сентябре 1972 года.

Трагедия Мюнхена хорошо подходит для синглплеерных игр — она может, например, двигать сюжет, мотивируя персонажей «сделать лучше», как мотивировали себя воспоминаниями о мюнхенской позоре первые офицеры того же GSG-9.

Добраться до Амина

В 70-х Афганистан был нестабильным и слабым государством. СССР имел с ним большую историю хороших отношений, но с пришедшим к власти в результате переворота Хафизуллой Амином отношения как-то не заладились. Он пытался лавировать между центрами силы, стараясь выцарапать что-то и там, и там, а ещё отличался вспыльчивостью и неуправляемостью. Последней каплей стало заигрывание с США — к этому в брежневской Москве относились максимально серьёзно. И в декабре 1979 решение было принято — Амина надо ликвидировать, а страну брать под контроль.

Сам Амин хоть и до последнего не верил, что окончательно довёл русских до ручки, но нервность обстановки ощущал. И на всякий случай перенёс резиденцию из густо населённого Кабула на окраины города, во дворец Тадж-Бек. Позже он станет известен как дворец Амина.

Советские спецназовцы после штурма
Советские спецназовцы после штурма

Мощные каменные стены дворца легко держали крупнокалиберные пули и мелкокалиберные снаряды. Всё дороги, кроме одной, были заминированы, а её держали под контролем крупнокалиберные пулемёты. Кроме того, в резиденции имелись закопанные танки, а всего безопасность Амина обеспечивало около двух тысяч человек.

В советском плане взятия под контроль Кабула ликвидация Амина играла важнейшую роль — надо было ошеломить и деморализовать афганские войска, не дать диктатору шанса собрать своих людей и вступить в бой.

Двум тысячам солдат Амина противостояло в четыре раза меньше советских военнослужащих – это были набранные из уроженцев среднеазиатских республик (чтобы легче сливаться с местными) бойцы ГРУ и спецназовцы КГБ из «Альфы» и «Вымпела».

Помимо качества личного состава, упор делался на внезапность. Большую роль играла броня – БТРы и БМП позволяли быстро передвигаться к ключевым точкам под огнем, а счетверенные 23-миллиметровые зенитки «Шилка» накрывали противника градом снарядов. Пробить стены дворца они не могли, но огневые точки давили превосходно.

Дворец Амина после штурма – выглядит весьма целым, не так ли?
Дворец Амина после штурма – выглядит весьма целым, не так ли?

Основной расчет был на внезапность, и он оправдался. Резким броском удалось захватить танки, прежде чем в них успели запрыгнуть экипажи. Огневым воздействием удалось отрезать арсенал с оружием от большей части охраны – афганские солдаты просто не рискнули туда прорываться. Спецназ действовал лихо, смело и решительно – вся операция, в результате которой удалось убить Амина и несколько сотен солдат и разоружить еще 1 700, длилась чуть более сорока минут и обошлась штурмующим лишь в 14 погибших. Результат практически феноменальный.

Онлайн-шутер «Калибр» сегодня: стоит ли врываться?

Дворец Амина и его штурм — это не только известная история из Афганской войны, но и хороший сеттинг для игр про спецподразделения. Он бы отлично смотрелся в каком-нибудь «Калибре» или Rainbow Six — эта локация вполне в их стиле. Хочется надеяться, что рано или поздно мы этот дворец в таком качестве и увидим.

Как видно, реальный бой спецназа — или тех бедолаг, которые пытаются выполнять его задачи без соответствующей подготовки — это сложнейшее, зависимое от множества факторов и отягощенное тьмой обстоятельств противостояние. По своей структуре это сравнимо с видеоигрой: вот у вас команда нубов в виде лондонской полиции, вот немцы, не до конца понимающие, в какую игру играют, и вот — отдающие себе отчёт в происходящем и подготовленные профессионалы из советских спецподразделений.

Только игра, к счастью, даёт возможность попробовать много раз — и пострадает в этом процессе разве что только ваша гордость. Если вы подготовлены лучше противника, тогда страдает уже он. А проверить, кто сыграннее, ловчее и смышленее, можно, например, в шутере «Калибр».