Игорь Коновалов, основатель и гендиректор девелоперской группы компаний «Инпром Эстейт», отмечает, что в текущем году в таганрогском ТРЦ «Мармелад» трафик вырос на 6-7% по сравнению с допандемийным, 2019 годом благодаря росту турпотока, трафика в сторону Крыма и туристам из присоединенных территорий.
За 10 месяцев текущего года большинство торговых центров группы «Инпром Эстейт» нарастили выручку, в компании отмечают, что продажи арендаторов тоже растут. Опасения, что киносети ждет коллапс из-за санкций, не оправдались. Все предприятия общепита в проектах фиксируют рост выручки 15-18% к прошлому году. Собеседник N отмечает, что за три прошедших года рентабельность бизнеса снизилась, в следующем году она еще снизится из-за роста налоговой составляющей и повышения МРОТ, что заставляет задумываться о росте производительности труда, в том числе за счет автоматизации.
N: — Какова динамика выручки торговых центров «Инпром Эстейт» за 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?
И.К.: — Большинство проектов группы «Инпром Эстейт» за указанный период превысили показатели бизнес-плана, по некоторым рост составил 10%. Если говорить о бизнесе наших арендаторов — их продажи также растут. Слабые показатели в основном у тех, кто не обновляется концептуально, не работает с ассортиментом и мерчендайзингом, не улучшает дизайн и клиентский сервис, а свои падающие продажи уныло «объясняет» снижением платежеспособного спроса населения и уходом покупателей в онлайн. Но далеко не все совершают покупки в интернете, многие, очень многие идут в ТРЦ. Там эмоции, впечатления, красиво оформленные витрины… Комфортное пространство для всего — шопинга, досуга, еды и развлечений. С платежеспособностью населения не сказал бы, что все плохо. В текущем году повышены зарплаты бюджетникам и сотрудникам предприятий, военные получают выплаты. Ситуация на потребительском рынке в целом неплохая, покупатели в торговых центрах есть. Качественные магазины сегмента «фешен» демонстрируют устойчивую положительную динамику продаж, неплохо идут дела у арендаторов с различными гастроконцепциями. Пожалуй, только мебельный сегмент не показал роста продаж в текущем году. В какой-то мере это результат ситуации, сложившейся на рынке недвижимости, а также влияния растущей ключевой ставки. Продажи квартир в новостройках и на вторичном рынке притормозились. Плюс геополитические события. Потребитель откладывал крупные покупки.