Найти в Дзене

Из неопубликованного… Вернее, из не-выставленного в «Музее стекла Алексея Зеля»

Когда я подбирала экспонаты для новой витрины нашего «Музея Стекла», сделала коллаж со статьями об Алексее Зеля. Для него я выбрала самые интересные и «знаковые» заметки, опубликованные в центральной советской прессе: газетах «Правда», «Известия», журнале «Огонек»...

Но коллаж в витрину не поместился, а на стену мы решили его не вешать, т.к. в зале специально организовано приглушенное освещение, выхватывающее только стеклянные работы мастера. Темновато для чтения.

Коллаж с первыми статьями о художнике Алексее Зеля в советской прессе
Коллаж с первыми статьями о художнике Алексее Зеля в советской прессе

В итоге вернула коллаж домой. Пристрою где-нибудь в мастерской художника или в квартире. Для тех, кому любопытно его содержание, рассказываю.

Два репортажа на этом коллаже вы уже видели в моем блоге. Один - самая первая газетная публикация об Алексее Зеля – мастере-кварцедуве (май, 1976 г). В то время отец трудился на МЭЛЗ и уже делал небольшие фигурки из стекла, но еще не помышлял о карьере художника. Там есть такие строки:

Кварцедув цеха ртутно-кварцевых изделий Алексей Зеля. Всего лишь год, как по производственной необходимости он был переведен на сложную ручную заварку лампы ДКСШ-3000… Ударник коммунистического труда быстро освоил сложную операцию, перевыполняет норму и все свое внимание сосредоточивает на повышении качества продукции

Вторая вырезка («Стекло и фантазия») – любимое интервью Алексея Зеля, которое он дал корреспондентке газеты «Вечерняя Москва» по телефону. Помните, «Синие языки пламени горелки…». Папа часто вспоминал эту историю.

Вырезку из газеты «Правда» я поместила из-за одной единственной, но очень точной цитаты Алексея Зеля. Ниже привожу текст заметки целиком:

«Прошлогодняя небольшая выставка московского художника Алексея Зеля стала событием культурной жизни столицы. Постепенно расширяется сюжетная палитра, появляются воздушные натюрморты, сказочно поэтические образы весны, романтические вариации на темы кораблей. Его галеоны, фрегаты, корветы, подобные волшебным видениям, - пожалуй, вершина творчества художника.

- Я хочу показать людям, как прекрасна наша Земля, - говорит он».

-2

Специально для «Музея Стекла», в котором хранится композиция «Доброе сердце», я включила в коллаж следующую заметку (из газеты «Известия», 1992 г):

Известный художник-стеклодув Алексей Зеля завершает создание хрустальной скульптуры «Доброе сердце». Она станет призом, который 29 декабря будет вручен человеку года, посвятившему свою жизнь обездоленным детям.

Репортаж о создании композиции "ДОброе сердце" из газеты «Известия», 1992 г
Репортаж о создании композиции "ДОброе сердце" из газеты «Известия», 1992 г

И последняя публикация про Алексея Зеля, которую я подобрала для своего коллажа.

«Сверкающая музыка стекла:

Причудливые цветы и листья, птицы и бабочки, шаловливые драконы в переливах всех цветов радуги. Они – из стекла. В руках Алексея Зеля твердый, холодный материал становится живым, передает все краски природы. Может, потому, что Алексей в детстве был увлеченным юным натуралистом, мечтал заниматься биологией, но повороты жизни привели его на электроламповый завод, где он впервые попробовал себя в технике художественного стекла.

Чем виртуознее становилось мастерство, тем ярче разгоралась его фантазия, рождая необыкновенные корзины цветов, зверей и птиц, серии сверкающих парусных кораблей, словно сошедших со страниц Александра Грина. Мастер работает исключительно с кварцевым стеком, и технология его уникальна.

Жители многих городов любовались произведениями Алексея Зеля. Однако теперь выставки стало устраивать сложнее, одна аренда помещения сколько стоит…

Продавать же свои произведения Алексей Олегович не хочет. Считает, что они должны быть сосредоточены в одном месте, а не в руках многих богатых людей.

Алексей Зеля продолжает работу, его фантазия порой кажется безграничной. Видимо, помогает ему в творчестве и то, что до сих пор любимым чтением художника остаются фантастика и… сказки».

-4

Цветные фотографии художника и его произведений я вырезала из журнала «Огонек» (ноябрь, 1988 г). На снимке Алексей Зеля трудится над созданием стеклянной композиции «Аквариум». Вернее позирует для фотокорреспондента – весь без защитных очков за горелку лучше не садиться.

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!