Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) запатентовала систему, которая позволяет менять головную часть фюзеляжа в новом самолете Су-75 Checkmate. NEWS.ru попросил высказать свое мнение о новых возможностях Су-75 Checkmate военного эксперта, заслуженного военного летчика России генерал-майора в отставке Владимира Попова.
Разные кабины — разные задачи
— Возможность замены части фюзеляжа и установки разных сменных модулей сделает новый истребитель Су-75 Checkmate более универсальной машиной. Изначально предусматривалось, что Су-75 Checkmate будет одноместным истребителем, ведь это легкий самолет. Однако возможность поставить двухместную кабину серьезно расширит его потенциал.
Два летчика в такой машине нужны будут в том случае, если перед самолетом поставят очень «нагруженные» задачи. Ведь если будет два пилота, то значительно расширятся возможности, ярко проявится мультизадачность истребителя.
Обучение в небе
— Например, второй пилот может отвечать за большое число вооружений, которое будет нести Су-75 Checkmate. При этом первый сможет концентрироваться на пилотировании, выводить самолет на цель, заниматься уходом от противника и так далее. Ведь самолет пятого поколения будет иметь огромные возможности в маневрировании, да и скорость у машины будет очень высокой.
И нужно сделать так, чтобы гарантированно выполнять все цели: и пилотировать на пределе, и одновременно поражать цели. В этом случае результативность самолета повышается в разы. Особенно если одновременно с пилотами будет работать еще и система искусственного интеллекта.
Кроме того, двухместный вариант Су-75 Checkmate пригодится для обучения пилотов. Ведь это будет легкий истребитель пятого поколения, аналогов ему у нас пока нет. А возможности этой машины будут огромными. И потребуется длительный процесс обучения летного состава. И лучше всего, если это будет происходить непосредственно на Су-75 Checkmate, а не на каких-то других самолетах или тренажерах. Ничто не заменит знакомства с реальной техникой.
Отличие поколений
— А еще предполагается, что Су-75 Checkmate получит полностью беспилотный модуль. А это уже большой задел для того, чтобы вывести Су-75 Checkmate в шестое поколение истребителей.
Тут стоит немного рассказать про отличия поколений. Например, главным отличием самолетов пятого поколения является малозаметность — американцы употребляют слово «невидимость», но мы более осторожны в терминологии, так как совсем невидимым самолет сделать нельзя. Плюс пятое поколение должно быть многофункциональным и иметь повышенную степень маневренности. Что требует использование не только аэродинамических рулей управления, но и газодинамических. То есть чтобы был управляемый вектор тяги.
Шестое поколение тоже будет малозаметным, иметь высокую маневренность и многофункциональность. Но к этому добавится еще и возможность беспилотной эксплуатации. То есть самолет сможет находиться как под управлением пилота, так и работать в автономном режиме.
Один пилот на три самолета
— Шестое поколение истребителей серьезно изменит принцип работы боевых самолетов. В этом случае при полете будет, например, две-три машины под управлением пилотов, но при этом вместе с ними будут лететь еще три-четыре самолета, которыми будет управлять искусственный интеллект. То есть летчик в одном самолете будет контролировать сразу несколько машин.
Все-таки человеческий интеллект еще долгие годы — еще 30–50 лет — будет превалировать над искусственным. По крайней мере, при управлении боевыми самолетами. Не должен пока еще искусственный интеллект диктовать человеку, что ему делать. Решение должны принимать мы.
Статья взята на официальном сайте news.ru