В 1981 году советский детский писатель Владимир Железников написал повесть «Чучело». Это была повесть о современных детях. Для нас, живущих в 21 веке, те школьники из 80х уже давно не современные, но для писателя и для его читателей они были самыми что ни на есть современными детьми. Но какими бы современными не были дети, они всегда испытывают одинаковые чувства: любопытство, доброту, радость, любовь, симпатию...; ну а кто-то — злобу, ненависть, зависть, обиду и презрение. Так было всегда.
В 1983 году советский режиссер Ролан Быков поставил художественный фильм по этой повести. В детстве я никогда не смотрел фильм «Чучело». Первый раз я его увидел будучи взрослым человеком. Режиссер поднял в фильме очень серьезные и наверное даже — табуированные темы, которые не могли быть освещены в счастливом и развитом социалистическом обществе. Но Ролан Быков их осветил, а ещё провел очень много аллюзий и аллегорий. На мой взгляд получился очень недетский фильм.
Страшный фильм
В первой сцене зрителю показывают обычных советских шестиклассников. Между собой они обсуждают материальное положение своих и чужих семей; рассуждают о том, кто в какой "импортной" рубашке родился; мечтают о миллионах и о том, на что их потратят; дискутируют о самом главном качестве человека:
— Сила не деньги, на неё масла не купишь, — говорит один из ребят.
— Рыжий, что главное в человеке?
— Сила!
И сильный берётся скручивать того, кто был более говорливым, но слабым.
Дальше нам показывают Николая Бессольцева, в исполнении Юрия Никулина. Он владелец картиной коллекции и дед Лены Бессольцевой. Хотя дед Коля ходит в заплатанном пальто, местная детвора считает его миллионером, так как у него хранится ценная картинная галерея. Собственно говоря, это одна из причин, по которой детвора невзлюбит внучку Николая Бессольцева. За спиной её также будут называть "миллионершей".
Дети принимаются обсуждать права деда Коли на его коллекцию:
— Да какое он имеет право! Картины это народное добро, — возмущается один из пацанов, — искусство принадлежит народу!
Далее, обсудив взяточницу-учительницу, дети переключаются на Лену Бессольцеву. Она как раз совсем недавно переехала и поступила в их школу.
На первый взгляд непонятно, почему дети невзлюбили Лену и принялись её обзывать чучелом, ведь девочка вполне симпатичная, да и ничего плохого никому из них не сделала. Хотя иногда, для агрессии и ненависти даже причина ненужна: новенький — получай! И вот Лена Бессольцева получает от своих одноклассников.
Скажите, вас тоже оторопь берет, если вы вдруг встречаете в сети видеоролики, на которых школьники издеваются над своими одноклассниками или одноклассницами? Неужели вы забыли подобные эпизоды из своего детства? Вот и в своем фильме Ролан Быков показывает то же самое!
Бьют и парни и девчонки. Никого не смущает, что упавшая девочка слабее их, что она лежит на земле и не дает сдачи. Ну прям как на некоторых разборках «современных» школьников. Удивительно и то, что стоящие рядом взрослые, не вмешиваются в детские разборки. Они стали возмущаться, только когда появился дедушка Лены, спугнувший свору детей.
Уже в следующей сцене нам показывают, что побили сильно, ведь Лена вытирает платком кровь с лица.
— Что делается! — возмущается экскурсионный гид, но тут же отвлекается — поскорее товарищи, мы опаздываем!
Лена даже сама не понимает, почему она сталкивается с этой проблемой. Своему деду она говорит:
— Потому что я чучело, урод и предательница.
Всё это необъективные причины. Очень любопытно, с чего она взяла что она — предательница? Именно этот вопрос задает дед Коля. И дальше автор раскрывает зрителям всю историю.
Нам показывают как Лена впервые пришла в новую в школу.
Она была очень радостным и светлым ребенком. Лена воспринимала шутки над собой как безобидную игру. Нам показывают то, как она познакомилась с мальчиком Димой, который ей сразу же понравился. Этот кавалер мало того, что обратил на неё внимание, так ещё и защитил от обидчика, назвавшего девочку чучелом.
Да и класс, в которой попала героиня, на первый взгляд кажется очень положительным. К примеру, дети записываются в трудовой лагерь, чтобы не клянчить деньги у родителей на поездку в Москву! Достойное поведение? Безусловно! Вот только во время посиделок за костром, среди этого трудового отряда разносятся разговорчики о том, что было бы очень хорошо ничего не делать, а деньги получать. Как позже скажет один из учеников:
— Я не ломовая лошадь, чтобы бесплатно работать. Государство у нас богатое.
Во время посиделок за костром ребята снова вспоминают деда-миллионера Лены Бессольцевой. Предлагают внучке совершить кражу картины. Лену они называют не по имени, а — «чучелом». К сожалению девочка подыгрывает им, не понимая к чему всё это приведет.
Коллективизм
Коллективизм — принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам. Старший брат одного из учеников пытается донести свое субъективное понимание этого термина, другим учащимся 6 класса:
— Оказывается некоторые из вас стремятся работать, тогда как большая часть коллектива желает культурно-массово смыться в кино. Я думаю меньшинство должно уступить.
Ну кто в свое школьное время хоть раз не сбегал с урока? Ну было же, признавайтесь? Да, иногда ученик самостоятельно прогуливал школу, или в компании с несколькими одноклассниками, а иногда целым классом уходили, если вдруг учительница опаздывала. У меня в школе были такие случаи.
И вот когда коллектив 6го класса, в котором учатся наши герои, решил сбежать, чуть позже учительница застала того самого Димку, вернувшегося в кабинет за копилкой. Димка долго не думая сдал весь класс с потрохами.
Долгожданная поездка в Москву отменилась, а одна из одноклассниц, которую ребята называют «Железная кнопка», инициирует следственные действия по поиску предателя, предлагая себя в качестве детектора лжи по пульсу на руке.
Все предатели
И тут хотелось бы обратить внимание на тот факт, что наказание ребятам было за то, что все дети сбежали с урока. Даже если бы Дима ничего не рассказал, или вообще никто из учеников не попался бы на глаза Маргарите Ивановне, наказание невозможно было бы избежать, ведь отсутствовал весь класс.
И кстати, вспомните отношения класса со своим классным руководителем. Ведь нам показали, что у детей очень хорошие отношения с учительницей. Они справлялись у неё о её личной жизни и замужестве. Учительница к ним хорошо относилась. А значит предатели — все дети, и предали они именно свою учительницу тем, что подставили её перед руководством.
Но «инквизитору в юбке» нужно найти жертву, на которую можно будет навесить метку предателя. Интересно, от кого она научилась выискивать предателей? Если вы смотрели фильм, то помните, что вину на себя взяла Лена Бессольцева.
С этого момента жизнь девочки начала превращаться в ад. Без суда и следствия ей объявили жесткий бойкот, стали психологически травить и угрожать расправой.
— Тебя, Бессольцева, надо сжечь на костре, раньше за такие вещи сжигали.
Видимо речь идет о том «раньше», про которое машинально говорят: «вот раньше было лучше». Ведь по словам и действиям этой «Железной кнопки» видно, что она желает жить в таком «раньше» и иметь власть сжигать еретиков. Более того, даже в своём юном возрасте она уже понимает, что такое власть и как склонять на свою сторону большинство. А большинство — ведомо, потому что не хочет оказаться на месте Бессольцевой.
Димка выразил сомнения в виновности Лены, за что тоже попал под опалу, хотя впоследствии он смог отбрехаться и вернуться в коллектив. А невиновная — осталась жертвой многочисленных нападок и психологического давления.
Страх оказаться на месте Лены объединил этих детей в проявлении ненависти.
Из следующих кадров наглядно видно, какой психологический стресс и нервный срыв испытывает ребенок. Дома у девочки настоящая истерика. Она очень страдает.
Наверное самая страшная сцена фильма, это где Лена Бессольцева смотрит как дети сжигают чучело в её куртке. А разжигает костер инквизиции тот самый Дима Сомов, мальчик, в которого до конца продолжала верить невинная девочка-предатель.
Мы привыкли, что часто люди на зло отвечают злом, а на насилие — насилием. Многие даже скажут, что так и нужно! Но человек, отвечающий злом на зло спускается на уровень зла и становится таким же. Главная героиня смогла избежать этого. Она не стала злой. Да, она стала более прямолинейной и смелой, но не злой. Свою злобу она выплеснула на себя, сбрив свои волосы.
Но и социализироваться с этим обществом она не захотела. Лена долгое время просила дедушку увезти её, что в итоге и произошло! При этом, Николай Бессольцев также показал пример доброты, подарив городу свой дом с картинной галереей, а школе — свою любимую и самую ценную картину.
Когда правда о том, кто был "предателем", перед всем классом вскрылась, «Железная кнопка» попыталась назначить новой жертвой Диму, на что класс не согласился, так как с этим не согласилась Лена. Вот только дети так ничего и не поняли, потому что хоть и написали на школьной доске «прости нас», имя девочки не указали, написав вместо «Лена» оскорбительную кличку «Чучело».
Это был фильм-предупреждение. Хочешь посмотреть к чему приведёт воспитание и образование — загляни на 10 лет вперед.
А вы бы как оценили этот фильм?