Интервью 2010 года
Стремительное перестроечное превращение полуподпольной свердловской группы «Наутилус Помпилиус» в кумира миллионов сделало ее лидера Вячеслава Бутусова философом. Заметно тяготясь обрушившейся популярностью, он дважды закрывал «Наутилус», затворничал, менял города, писал притчи. Сейчас у Бутусова новая группа «Ю-Питер», дом под Санкт-Петербургом и много концертов, на которых он, если зрители попросят, исполняет и песни «помпилиусовских» времен. Тем не менее возрождение легендарного «Нау», по словам Вячеслава, невозможно: куда больший энтузиазм, чем остросоциальные песни, у музыканта вызывает воспитание младшего сына Даниила. На вопросы «Новых известий» 48-летний Бутусов отвечал лаконично и иронично.
- Можно ли спрогнозировать популярность группы, песни?
- Можно, если обладаешь определенной степенью прозорливости.
- А вы ею обладаете?
- Нет, это состояние постигает человека только на уровне достаточной духовной зрелости. Я могу интуитивно предсказать субъективную картину развития событий.
- А вот когда вы начинали заниматься в Свердловске рок-н-роллом, представляли, что это может вылиться во всесоюзную популярность? Или думали только о самовыражении?
- Мы совершенно не предполагали такого поворота событий, хотя нам, конечно, хотелось всех удивить, особенно сокурсников.
- Это удалось. Когда из уральского подполья вы вдруг попали на огромные стадионы (которые хором пели ваши песни)… крыша не поехала?
- Наверное, в каком-то смысле поехала, мы почувствовали некоторую вседозволенность и различные неведомые искушения.
- Я полистал некоторые архивы. «Мне вот за Наутилус» страшновато, как бы его Москва не съела», - беспокоился Юрий Шевчук в 1988 году. Как удалось улизнуть от искушений? Или все-таки Москва в какой-то мере съела "Наутилус"?
- Конечно, съела. И выплюнула сапоги.
- Поэтому пришлось осесть в Петербурге?
- В Петербург, как и в Москву до того, как и в Свердловск ранее, как и в Сургут, я попал по случайности. Хотя эти случайности, видимо, были неслучайными.
- А атмосфера места пребывания влияет на ваше творчество? Скажем, в Свердловске пишутся одни песни, в Москве - другие, в Петербурге - третьи? Или это не зависит от внешних обстоятельств?
- Влияет, безусловно. Многое зависит от силы «освещенности» в голове. В Пушкине мне, например, намного светлее, чем в самом Петербурге. А в Сургуте было светлее, чем в Свердловске до Сургута. Но потом в архитектурном в том же Свердловске посветлело очень существенно.
- Всех знаменитых петербуржцев принято спрашивать о газпромовском небоскребе «Охта-центр»… А у вас к тому же архитектурное образование. С точки зрения архитектуры "кукурузина" - интересный проект?
- С точки зрения общих возможностей архитектуры сейчас вообще немного выдающихся проектов, происходит стилистическая трансформация, которой специалисты-теоретики ищут объяснение. Объяснение в том, что плоды деятельности человека отображают состояние дум общества. Вот такие у нас нынче думы и состояния, значит. Я как градостроитель вообще не сторонник высотных зданий, какими бы сверкающими они не казались.
- Старой Москвы уже почти не видно за стеклянно-бетонными бизнес-центрами. Может ли такая же участь грозить северной столице?
- Конечно, может, но это очевидный процесс. Современный крупный город вытесняет человека в рекреационные зоны, превращаясь в производственное пространство, а жилая часть перемещается за город.
- Вы известны как домосед и человек, не очень любящий гастрольные туры. Концертные поездки – это для вас лишь средство заработать или вы находите в них какую-то дополнительную мотивацию для себя?
- Я просто обязан приращивать к процессу добывания средств для семьи еще и дополнительный смысл. В идеале это должна быть благотворительность.
- Если бы можно было бы зарабатывать только тем, что действительно в кайф – чем бы вы занимались?
- Дышал бы свежим воздухом, желательно, морским или горным, от которого действительно голова кружится без всякого вреда для здоровья.
- Да, жаль, что за это пока не платят. У вас много дочерей и младший сын. Воспитание мальчика для вас как-то отличается от воспитания девочек? В футбол с сыном играете?
- Видимо, я до такой степени наигрался в футбол в детстве, что Господь меня на сей момент избавил от этой забавы. Даниил бесстрастно относится к этой старомодной игре.
- А чем он любит заниматься с папой?
- Из последних увлечений - рисование тюльпанов и крокусов, а также вывоз игрушечного мусора на игрушечном тракторе с игрушечной строительной площадки.
- Вы считаете себя хорошим отцом? От каких опасностей вы в первую очередь постараетесь уберечь сына?
- От ухищрений, уловок и возмущения.
- То есть во внешнем мире человеку нечего бояться?
- Нечего.
- Когда-то вы отказались от премии Ленинского комсомола. Как бы вы сейчас отреагировали на попытку государства вас наградить? Скажем, орденом к юбилею.
- Я не отказывался, я перечислил деньги детскому дому. А к орденам и званиям я хладнокровен.
- Вас не пугает, что текст песни «Скованные одной цепью» вновь невероятно актуален, будто и не прошла почти четверть века?
- Сатирические памфлеты всегда были актуальны.
- В связи с этим можно ли ожидать от вас новых остросоциальных песенных высказываний? Или за политику в группе отвечал поэт Кормильцев?
- Илья за многое отвечал, но за политику отвечают политики. Я думаю, наш социум достаточно изранен различными колкостями и остротами, настала пора залечивать эти раны каким-нибудь чудодейственным маслом – например, маслом хвоща полевого, помогающего заживлять ссадины и избавляющего от натоптышей.
- «По натуре я пессимист, который очень хочет стать оптимистом» - сказали вы в интервью в 1990 году. Удалось стать оптимистом?
- По натуре - я реалист, уживающийся со своими оптимизмом и пессимизмом.
- Вы религиозны?
- Я верю в Бога. Но для религиозного человека я считаю себя недостаточно просвещенным.
- Вы больше не будете возрождать «Наутилус Помпилиус»?
- Это невозможно.
- Но в качестве разовых акций, как выяснилось, возможно (например, на рок-фестивале «Нашествие» в 2004 году. – Прим. А.М.).
- Нет, тоже невозможно.
- Чем занимается «Ю-Питер»? Когда ожидать нового альбома?
- Готовим новый альбом, сейчас разбираю свежую песню.
- Вы готовы бесплатно выложить новую работу в интернет?
- Да, я давно предлагал разбрасывать альбомы с аэроплана.
- На парашютиках, чтобы об землю не поцарапались.
- Точно!
- Вы следите за состоянием музыки, культуры? Есть что-то, что за последнее время обратило на себя ваше внимание?
- В том смысле, что она требует особого ухода и внимания? За последнее время, по-моему - Modus и «Аквариум».
Алексей Мажаев, "Новые известия", май 2010