Найти в Дзене

Ёлка – предвестник смерти или Рождества?

Взаимоотношения русского человека с ёлками менялись по прошествии столетий. И вид современных людей, несущих лесную красавицу себе на праздник, дико возмутил и напугал бы человека жившего в России еще до XVII века.  На Руси ёлки в первую очередь ассоциировались с покойниками. Много веков назад наши предки верили, что душа умершего не видит ничего кроме цветов, но зимы в нашей стране настолько суровые, что цветами побаловать могли не каждого покойника, поэтому многие заменяли их на еловые ветки. Разбрасывая их от дома до кладбища, душе прокладывали путь, а дорогу обратно заметали еловой веточкой, чтобы призрак не вернулся. Потом все сжигалось.  Помимо этого, елки старались не сажать у дома, боялись, что это погубит мужчин, детям запрещалось ходить в еловые леса, а самоубийц хоронили между двух елок. Вообще чаще всего хвойные леса использовались для кладбищ, даже одно из имен черта звучало как «ёлс».    Переходят ёлки на сторону добра произошел только в Петровскую эпоху. Все мы пр

Взаимоотношения русского человека с ёлками менялись по прошествии столетий. И вид современных людей, несущих лесную красавицу себе на праздник, дико возмутил и напугал бы человека жившего в России еще до XVII века. 

На Руси ёлки в первую очередь ассоциировались с покойниками. Много веков назад наши предки верили, что душа умершего не видит ничего кроме цветов, но зимы в нашей стране настолько суровые, что цветами побаловать могли не каждого покойника, поэтому многие заменяли их на еловые ветки. Разбрасывая их от дома до кладбища, душе прокладывали путь, а дорогу обратно заметали еловой веточкой, чтобы призрак не вернулся. Потом все сжигалось. 

Помимо этого, елки старались не сажать у дома, боялись, что это погубит мужчин, детям запрещалось ходить в еловые леса, а самоубийц хоронили между двух елок. Вообще чаще всего хвойные леса использовались для кладбищ, даже одно из имен черта звучало как «ёлс». 

Йыврами Ростовлан - Авраамий Ростовский. Андрей Мерянин. 2020.
Йыврами Ростовлан - Авраамий Ростовский. Андрей Мерянин. 2020.

 

Переходят ёлки на сторону добра произошел только в Петровскую эпоху. Все мы прекрасно знаем об указе Петра Великого 1699 года, который изменил летоисчисление и подарил нам теплую традицию украшать дом перед Новым годом и Рождеством. 

 

 «В честь Нового года учинить украшения из елей, детей забавлять, катать на санках с гор. По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». 

 

-3

После смерти Петра новогоднюю традицию быстро начали забывать, но ёлки все же глубоко засели в душе у любителей веселья и их начали использовать не совсем так, как задумал император. Ими украшали кабаки и питейные заведения, как опознавательный знак. Привязанное к колу или установленная на крыше елка заменяла вывеску, и любой русский человек отчетливо понимал, что в этом месте можно выпить. Кабаки даже прозвали «ёлками». Появился даже сленг своего времени: «пойти под елку» или «упасть под елку» (отправиться в кабак), «поднять елку» (пьянствовать), «елкин» (трактирщик) 

 

-4

Появились народные поговорки: 

«Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем»; 

«Видно, у ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься» 

 «Елка чище метлы дом подметает» 

 

Смысл, думаю, расшифровывать не надо? 

 

Символом праздника ёлки стали вновь при императоре Николае I, который решив порадовать свою жену, украсил новогодние столы еловыми ветками, а там и до большой праздничной ели было уже рукой подать.