Мы продолжаем наши традиционные прогулки по «Литературному кварталу» Литейного проспекта. Сегодня – наш дорогой и всеми любимый Корней Иванович Чуковский, «дедушка Корней». Почти 20 лет, с 1919 по 1938 годы семья Чуковских прожила в Ленинграде, в Манежном переулке, дом 6. Найти этот дом несложно: от нашего отеля «Оболенский» по улице Пестеля до самого Спасо-Преображенского собора, и чуть дальше. Собственно, окно в кабинете писателя как раз на Собор и выходило.
И знаете: вот настолько Корней Иванович был замечательный писатель и замечательный человек, что всевозможные «Замечательные факты» из его жизни – это фактически целая книга! Так что мы сегодня из этой «книги» выберем лишь некоторые, и по возможности – те, что имеют прямое отношение к Ленинграду/Петербургу.
- Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков. Да, вот так, без отчества: отчество в те времена незаконнорожденным детям не полагалось. Более того, из-за этого «пробела» в документах Николай Корнейчуков был даже исключен из гимназии. Но в гимназии он успел подружиться с еще одним будущим замечательным писателем – Борисом Житковым.
«Корней Чуковский» – псевдоним, под которым писатель выступал почти с начала своей литературной карьеры. А уже в советское время он получил и официальные документы на имя «Корней Иванович Чуковский».
- Детство Чуковского прошло в Одессе и Николаеве, это время Корней Иванович опишет в своей повести «Серебряный герб». Но его родной город – Санкт-Петербург: здесь, на Разъезжей улице, он появился на свет в марте 1882 года, и здесь же, во Владимирском соборе, он был крещён.
- В дореволюционное время Корней Чуковский – известный журналист, публицист, литературный критик и переводчик. И – большой друг практически всех тогдашних хороших писателей и поэтов. Однажды он вернулся в родной Санкт-Петербург и «...в две-три недели я перезнакомился чуть не со всеми литераторами... Самые названия петербургских улиц, площадей, переулков, связанные так или иначе с писателями, вызывали во мне бурную радость...». Видимо, как раз эту радость и изобразил на своем рисунке Владимир Маяковский!
- С художниками Корней Чуковский тоже познакомился и подружился. Например, с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин не только написал портрет писателя: он еще и помог приобрести дачу в Куоккале, практически напротив собственных «Пенатов». «Наша Чукоккала» – этот веселый дневник-альманах писатель будет вести практически до самых последних дней. И вот на фото – как раз Куоккала, Репин, Чуковский и его сын Николай.
- В 1903 году Корней Чуковский отправляется в Лондон, в качестве собственного корреспондента газеты «Одесские новости». Начинается командировка с приключения: английский язык писатель изучал по самоучителю, но вскоре выяснилось, что «английский устный» несколько отличается от «английского письменного», отчего возникли значительные сложности в «коммуникации» с местным населением. Но, как бы там ни было – а английский язык во всех его версиях Чуковский в итоге освоил. И очень многими классическими переводами английских писателей мы обязаны именно ему. Взять хотя бы того же «Робинзона Крузо».
- После Революции Куоккала оказывается на территории независимой Финляндии, и Чуковский с семьей возвращается в Петроград. И вскоре поселяется как раз в доме №6 по Манежному переулку, третий этаж. Здесь-то он и сочиняет свои знаменитые Сказки. Да, и у великих людей подчас «в 40 лет жизнь только начинается!» Хотя сам писатель говорил об этом так: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыра» и «Мухи-Цокотухи», вообще ничего не писал!..».
- Хотя сперва новое жилье Чуковскому, всю жизнь страдавшему от бессонницы, не очень глянулось: «Ночь. Не сплю вторую ночь. Только что переехал на новую квартиру – гнусно: светло, окна большие, – то-то взвою, когда начнутся белые ночи...».
- В честь разбойника Бармалея на Петроградской стороне однажды появилась Бармалеева улица... а, стоп: ровно наоборот! Бармалеева улица на Петроградской появилась еще в 19 веке, то ли в честь некоего Бромлея, то ли нет – никто точно не знает. Но зато знает сам Корней Иванович: «- Неправда! – сказал Добужинский. – Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел…
И на листке своего этюдника Добужинский набросал свирепого злодея, бородатого и усатого. Так на Бармалеевой улице родился на свет злобный Бармалей...».
- Понравились сказки Чуковского не всем. Например, с «подачи» Надежды Константиновны Крупской вошел в оборот даже термин «чуковщина»: «Такая болтовня – неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него...». Однако и дети, и их родители свой выбор в пользу Чуковского сделали – и их точка зрения важнее в бесконечное число раз.
- Действие «Мойдодыра» происходит, конечно, в Ленинграде, и, в общем, неподалеку от дома Чуковского. Так, от Мочалки скрываться приходится, сначала убегая по Садовой, а после перепрыгнув через ограду Таврического сада. А в конце... Наверное, «со слуха» многие сначала считают, что грязнулю окунают в «мойку», которая «раковина-мойка». Но нет: прямо в Мойку, прямо в Мойку – Мойка с большой буквы, это же река!
- Еще один очень важный в жизни Чуковского адрес поблизости – Моховая улица, дом 36. Туда однажды переехало издательство «Всемирная Литература», одним из редакторов и переводчиков был как раз Чуковский. «...К зиме перебрались в великолепный особняк на Моховой... Мы собирались по вторникам и пятницам вокруг длинного стола, покрытого красным сукном, и под председательством Алексея Максимовича тщательно обсуждали те книги, которые надлежало выпустить в ближайшие годы...». Для читателей это Издательство – прекрасные книги, а для многих писателей и сотрудников – возможность не умереть с голоду, практически в прямом смысле...
- Знаменитая фраза «Держаться корней!» изначально звучала как «Держаться, Корней!» И произнес ее Борис Пастернак, в те годы, когда они с Чуковским были соседями в подмосковном Переделкине. Правда, это наша собственная версия... но факт: с Пастернаком Чуковский тоже был очень дружен.
- Памятная доска на доме №6 по Манежному переулку была установлена в 1983 году, по случаю 100-летия со дня рождения Писателя.
А однажды на углу дома появилась чудесная кованая решетка. Так, приглядимся: ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом-наперёд – всё сходится!
В 2014 на карте Санкт-Петербурга появилась улица Корнея Чуковского. Начинается она от Проспекта Маршака, а рядом – улица Даниила Хармса. И замечательно.
«… Быть неоригинальным писателем – это быть мошенником. Талант посмотрит на любую вещь – и в каждой он найдет новую черту, новую сторону, старое чувство он перечувствует по-новому... За прописи может и должен браться только талант. Пошлость и скука – скверные вещи...» (К.И.Чуковский).
Наши следующие прогулки по «Литературному кварталу» совсем скоро!
Ждем вас как всегда: Санкт-Петербург, улица Пестеля 1/12, отель «Оболенский».
До встречи!
На страничке «Отель Оболенский Санкт-Петербург» – интересные истории, наблюдения, лирические зарисовки и путевые заметки, и наши собственные, и гостей нашего отеля. О Санкт-Петербурге, об улицах и проспектах, о реках и каналах, о домах и мостах – и, конечно, о самых замечательных людях Питера. «Санкт-Петербургу – с любовью». Ставьте лайк, подписывайтесь – новые интереснейшие истории совсем скоро.
Отель «Оболенский» - для всех, кто приезжает в Петербург. Для кого каждая поездка – это еще и встреча с прекрасным городом и его удивительной историей, увлекательное путешествие по его прошлому и настоящему. Отель «Оболенский»: история в ультрасовременном прочтении.