Давным-давно из арсеналов регулярных армий исчезло чудо-оружие под названием «коктейль Молотова», но, пожалуй, нет в нашей стране никого, кто не знал бы, что это за «напиток» такой, и кого им «угощали» на фронтах Великой Отечественной войны.
Появился знаменитый «коктейль» на вооружении советских войск не случайно, а в связи с суровой необходимостью. Немецкие войска, рассекающие при помощи танковых клиньев нашу оборону, стремительно развивали наступление на важнейших участках фронта, захватили ряд промышленных районов, военные склады. Уже в первые дни войны стало понятно, что советской пехоте нечем было останавливать вражеские танки, разве что гранатами!
Военное руководство отреагировало незамедлительно, приняв решение укомплектовать пехотные подразделения эффективными, простыми в использовании и достаточно мобильными средствами борьбы с бронетехникой противника.
В августе началось производство противотанковых ружей (ПТР) Дегтярёва-Дементьева. Уже к осени в состав каждого пехотного полка входила рота бронебойщиков с тремя десятками ружей, стрелявших бронебойными патронами. При умелом обращении и наличии определённых навыков бойцы могли поражать танки на расстоянии 500 метров. Тем не менее, значительная часть машин прорывалась к нашим окопам, тем более, что на бронебойщиков немцы тоже вели охоту, поливая огнём из всех видов оружия. В этом случае в бой вступали гранатомётчики. Здесь количество потерь обороняющихся резко возрастало.
Представьте себе, что для гарантированного поражения бронированной машины, ведущей пулемётный огонь, надо было подобраться на расстояние около 30 метров. Вес гранаты составляет более 500 граммов. Стоя метнуть гранату в цель не получится. Сделать это можно было только лёжа на животе, причём гранату надо бросать прицельно, от брони она просто отскочит, не причинив танку никакого вреда. Часто из-за недостатка фугасных гранат гранатомётчики использовали связку из трёх-пяти осколочных. Порой тяжеленный «букет» просто не долетал до цели, а осколки могли запросто поразить самого гранатомётчика.
В этих условиях не могли не выйти на авансцену истории бутылки с зажигательной смесью. Как же «работал» знаменитый «коктейль»? Идея была такова: в стеклянную бутылку наливали бензин или керосин, смешанный со специальной присадкой загустителем, повышавшей температуру и увеличивавшей время горения, а также «приставучесть» состава к броне. «Устройство» снабжалось запалом или фитилем.
В бою происходило следующее – боец поджигал запал и бросал бутылку в цель. Стекло легко разбивалось о броню, содержимое бутылки вспыхивало. Горящая жидкость растекалась по корпусу, проникая внутрь танка через технические щели. Возникший пожар заставлял экипаж десантироваться из машины. Не будет преувеличением назвать бутылку с зажигательной смесью настоящей спасительницей нашей армии в эти сложные первые месяцы войны.
Идея «греческого огня» в истории не нова. В следующей публикации я постараюсь более подробно рассказать о византийских огнемётчиках базилевса, об утрате и новом изобретении рецепта зажигательной смеси уже в Греции, который тоже был утерян…
Но сама идея никуда не делась, бутылки с бензином активно использовали франкисты во время Гражданской войны в Испании, а затем финны, воевавшие с СССР зимой 1939-1940 годов.
Интересно, почему «коктейль» горючих веществ носит имя В.М. Молотова, который не был специалистом в области создания вооружения, не был химиком и технологом…
Ни одна из существующих версий не может считаться на 100% достоверной и единственно правильной. Возможно, это выражение появилось на свет в связи с пикировкой наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова с финнами по поводу военных событий Зимней войны. В обмене «любезностями» финские официальные лица могли пообещать приготовить «коктейль для Молотова» в случае захвата столицы Финляндии. А людская молва уже потом сделала своё дело.
В советских войсках жидкость, содержащаяся в бутылках, носила название «КС». Аббревиатура расшифровывалась по-разному: «Качугин-Солодовник», «коктейль смерти», «коньяк старый».
Технические подробности изготовления и состава «коктейля» можно опустить, оставив их для изучения специалистам. Следует сказать, что работы по созданию горючей смеси и запалов к ней начались в нашей стране ещё до войны. После соответствующих распоряжений химические институты и наркомат пищевой промышленности в июле 1941 года активизировали свои усилия в этом направлении.
А первые «коктейли Молотова» были изготовлены умельцами из числа солдат кустарно, методом проб и ошибок.
Долгое время для воспламенения использовали специальные запалы. Но в конце 1941 года химики Качугин и Солодовников разработали полностью самовоспламеняющуюся смесь.
Бутылки с «коктейлем Молотова» в период войны доказали свою высокую эффективность в борьбе с танками и другими бронемашинами. Температура горения жидкости составляла 1000 градусов, время горения – три минуты. Попадание бутылки в область моторного отсека или в стык корпуса и башни бронетехники означало, что она однозначно будет выведена из строя. У экипажа оставалось совсем немного времени, чтобы покинуть горящую машину.
А теперь немного статистики. За годы Великой Отечественной войны с помощью бутылок с огнесмесями было уничтожено около 2 500 единиц бронетехники, почти 4 000 долговременных огневых точек и блиндажей, около 1 000 автомобилей. Их использовали и при устройстве минно-заградительных полей. Активно пользовались зажигательными бутылками и партизаны при проведении военных операций и диверсий.